Новый вокзал грозит транспортным коллапсом центру Петербурга
Реализация проекта создания высокоскоростной магистрали Москва-Петербург (ВСМ) столкнулась с серьезной инфраструктурной проблемой. Как сообщили РБК Петербург городские градозащитники, Смольный и РЖД договорились, что вокзал, который будет принимать поезда этой ветки, будут строить на месте бывших складов Северного страхового общества (Кокоревские склады) на Лиговском пр., 52. Однако эта территория застроена историческими зданиями, находится в зоне регулирования застройки (ЗРЗ) и по закону сносить здания нельзя, на что указывает петербургский комитет по госзащите и охране памятников Петербурге (КГИОП).
Попытка инициаторов проекта продавить нужное изменение в закон № 820–7 «О границах объединённых зон охраны…» (например, исключить территорию из ЗРЗ или установить в ней особый режим использования) может вызвать в городе очередной скандал, считают градозащитники.
В то же время в среде как специалистов по транспорту, так и архитекторов нет определяющего мнения о правильности выбранного места для вокзала. Редакция РБК Петербург попросила высказать свое мнение по этой проблеме Никиту Явейна, руководителя архитектурного бюро «Студия 44», предложившего несколько лет назад свой проект, основанный на двухуровневом перроне на самом Московском вокзале.
Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро «Студия 44»:
«Главная проблема сейчас — не снос бывших Кокоревских складов и даже не конкретное место размещения вокзала для ВСМ. Не решены более глобальные вопросы. Первостепенный, на мой взгляд, — это неготовность инфраструктуры Петербурга для увеличения пассажиропотока до 30 млн пассажиров при запуске ВСМ. Такое увеличение прогнозирует РЖД. При нынешней инфраструктуре район Лиговки захлебнется. Лиговский проспект не справится с таким пассажиропотоком вне зависимости от того, где конкретно в этом районе будет размещен вокзал — на месте Кокоревских складов, справа от ж/д путей на территории бывшей Московской–Товарной или на самом Московском вокзале. Не поможет ни планируемая вблизи Кокоревских складов новая станция метро «Лиговский проспект — 2», ни траволатор к Московскому вокзалу. Я согласен с общим мнением специалистов по транспорту, что Лиговка уже перегружена. Надо всерьез рассмотреть возможности всей транспортной инфраструктуры в этой зоне.
Вокзал ВСМ будет востребован только, если к нему будет нормальный подъезд такси и личного транспорта — потому что 40% пассажиров будут пользоваться легковым транспортом. Понятно, что площадь Восстания обеспечить этого не сможет — она и сейчас не справляется. Предлагают часть территории Кокоревских складов отдать под площадь перед новым вокзалом. Но это ничего не даст, потому что попасть на нее можно будет только с Лиговки, а она будет стоять. Не поможет, даже если часть потока пустить по улице Черняховского. Из-за этих проблем сама ВСМ станет бессмысленной — сэкономив, по расчетам РЖД, 90 минут пути по ВСМ (по сравнению с нынешней линией), люди будут терять порядка 30-40 минут на то, чтобы подъехать к новому вокзалу или уехать от него.
Чтобы ВСМ полноценно заработала, надо создать адекватные подъезды к вокзалу: устроить подключение к строящейся широтной магистрали ВСД и к КАДу. Кроме того, надо найти место для длинных перронов, не менее 200-300 метров, с возможностью размещения вдоль них зоны ожидания легкового транспорта. Причем все это надо решать комплексно, вместе с Московским вокзалом, который надо полностью реконструировать.
На этом фоне проблема сноса Кокоревских складов мне представляется второстепенной и более простой. Там конечно масса градостроительных ограничений, но под такой крупный проект можно вносить изменения в режимы охраны. Все можно сделать, если решены основные вопросы, если мы получаем в результате понятную ситуацию. Я пока не вижу ответов на главные вопросы, нет внятной схемы обустройства всего транспортного узла».
Мнения спикера может не совпадать с позицией редакции
Подготовил: Владимир Грязневич