Г.Полтавченко: Хуже нерасторопности может быть очковтирательство
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко поделился с депутатами своими переживаниями по поводу неисполнения бюджета. Так, градоначальник, представляя парламентариям городской бюджет на 2014г. в первом чтении сказал: "Я сам недоволен тем, как расходуются средства бюджета".
При этом Г.Полтавченко отметил, что в этом году средства расходуются лучше, чем в прошлом. Но этого недостаточно, уверен он. "Я говорю своим подчиненным: Хуже нерасторопности могут быть приписки и очковтирательство", - сказал губернатор.
Он заверил, что в 2014г. Адресно-инвестиционная программа Петербурга (АИП) сформирована таким образом, чтобы завершить проекты, которые город не успел начать в этом году.
Хроническое неисполнение бюджета, по мнению экспертов, является главной проблемой Смольного. Например, исполнение текущего бюджета на 1 октября составляет лишь 58,3% (справедливости ради стоит отметит, что Смольный обещает исполнить бюджет к концу года на 94,3%).
Именно поэтому, кстати, все страхи по поводу дефицита бюджета аналитики называют бессмысленными. По их мнению, бюджетные финансисты пугают общественность и свое начальство дефицитом в надежде на то, что аппетиты освоителей бюджета будут урезаны. Так оно и случается – целый ряд расходов профильных комитетов Смольного уменьшен по сравнению с текущим годом.
И все эти бюджетные игры отвлекают общественность от хронического неисполнения чиновниками обязательств власти перед населением. Социальные обязательства, уверены экономисты, не исполняются у нас вовсе не из-за нехватки денег в бюджете, а из-за плохой исполнительской дисциплины чиновников. Из 11 запланированных в 2012 году детсадов было построено всего 5, из 7 школ – и вовсе одна. Согласно отчету Контрольно-счетной палаты Петербурга, 37 целевых статей бюджета-2012 на 4,5 млрд рублей не исполнялись вовсе (процент исполнения – 0%). Закон о материнском капитале был исполнен на смехотворную долю в 0,3%. Расходы по обеспечению безопасности в метро – на 12%, по обеспечению лекарствами – на 14%.
Эксперты полагают, что вот это и есть настоящая проблема городского бюджета, а вовсе не сконструированный для отвода глаз дефицит, который раньше покрывался "незапланированными" доходами, а в последние годы – хроническим неисполнением чиновниками бюджетных обязательств.
Напомним, согласно проекту бюджета, представляемому сегодня главой города, дефицит бюджета в 2014г. составит 39 млрд руб., доходы – 404,5 млрд руб., расходы – 443,4 млрд руб. В 2015г. дефицит планируется на уровне 28 млрд руб. при доходах в 425,8 млрд руб. и расходах в 453,8 млрд руб. В 2016г. планируемый дефицит составит 38 млрд руб., доходы - 460,7 млрд руб., расходы - 498,7 млрд руб.
В составе расходов на 2014г. порядка 22% составят затраты на образование, 14% - на здравоохранение, 14% - на ЖКХ, 12% - на социальную политику, 11% - на транспорт, 11% - на дорожное хозяйство. На ускоренное увеличение зарплаты согласно майским указам президента в бюджете Петербурга на 2014г. выделяется 21,3 млрд руб., на 2015г. - 40,7 млрд руб., на 2016г. - 71,6 млрд руб.
На реализацию АИП в 2014г. планируется направить 81,6 млрд руб., в том числе на развитие метрополитена – 20,7 млрд руб. Метростроение станет приоритетным направление АИП на ближайший период.
При этом власти признают, что ко второму чтению документа доходная часть бюджета может увеличиться на 3-4 млрд руб. Как пояснял ранее глава комитета финансов Эдуард Батанов, скорее всего, увеличение будет делаться по нижнему пределу - на 3 млрд руб. - за счет поступлений от налога на прибыль. Ранее Контрольно-счетная палата рекомендовала увеличить доходы на 3-4 млрд руб. При этом чиновник сказал: "Здесь не должно быть ложного оптимизма", и подчеркнул, что любое увеличение прогноза доходов это переход в полосу рисков, учитывая опыт других регионов по снижению сбора налога на прибыль.