Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Поменьше торговли: как петербургские ТРК будут выживать после пандемии

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Правительство Петербурга сообщило о возможном открытии торговых центров с 27 июля. При этом там по-прежнему будут закрыты фуд-корты и кинотеатры. По подсчётам владельцев торговых центров, за четыре месяца простоя они суммарно потеряли миллиарды рублей. По мнению экспертов РБК Петербург, после открытия покупательский трафик в магазинах восстановится не сразу. Чтобы выйти на докризисные обороты, ТЦ будут менять свой функционал — от торгового к развлекательному, однако развлечения не приносят центрам прямого дохода. ТРК, скорее всего, пойдут на более радикальную замену функций, замещая магазины и барами, гонимыми из жилых домов, и dark kithcens, и пунктами выдачи заказов с мини-складами, востребованными растущей интернет-торговлей.

Поменьше торговли: как петербургские ТРК будут выживать после пандемии
Дмитрий Абрамов, генеральный директор ТД «Пассаж»:

«Мы, наши арендаторы и городской бюджет за эти месяцы простоя потеряли десятки миллионов рублей. У арендаторов, которые доживут до открытия, есть определённые ожидания по обороту в течение первых трёх месяцев. Трафик осенью будет зависеть от множества причин — причем, больше не от эпидемиологической ситуации, а от благосостояния населения, наших потенциальных покупателей. Думаю, в первые недели работы торговых центров будет волна покупателей, которые устали сидеть в четырёх стенах и жаждут смены обстановки. Мы это видели и по длинным очередям в магазин Zara на Невском проспекте, и по загруженности летних веранд кафе. Плюс сейчас у людей есть объективная потребность покупать одежду на новый сезон. Потом спрос немного утихнет. Мы надеемся, что осенью он плавно распределится по месяцам и к концу года будет хоть сколько-то близкий к декабрю 2019 года.

Трафик осенью будет зависеть от множества причин — причем, больше не от эпидемиологической ситуации, а от благосостояния населения.

Почти четыре месяца простоя дали дополнительный толчок для изменений функционала торговых центров от торгового объекта в сторону развлекательного. Для тех собственников ТЦ, кто внимательно анализировал ситуацию с онлайн торговлей, эта трансформация началась ещё задолго до пандемии. На сегодня у большинства ТРЦ Петербурга бОльшая доля арендаторов — это магазины. Управляющие компании поняли, что преимущества получают те игроки, кто в любых условиях готов работать онлайн. Думаю, в этом году начнётся расчистка магазинов в ТЦ, которые не могут конкурировать с онлайн-продажами.

Однако ряд возможных направлений трансформации от торговли к развлечению тоже пострадал. Это форматы, которым можно найти альтернативу дома — например, кинотеатры. С другой стороны, стало понятно, что есть форматы, которым не найти альтернативу. Например, детские игровые центры или рестораны, которые созданы для общения. В Москву, а ещё раньше — в Европу уже пришла потребность увеличить в ТЦ арендаторов, связанных с едой. Думаю, сейчас эта тенденция усилится в Петербурге. Учитывая, что чиновники анонсировали ограничения для некоторых форматов общепита (запрет на работу баров площадью меньше 50 кв. м. — ред.), считаю, что ТЦ могут стать точкой притяжения небольших авторских баров и ресторанов.

Учитывая, что чиновники анонсировали ограничения для некоторых форматов общепита, считаю, что ТЦ могут стать точкой притяжения небольших авторских баров и ресторанов.

Что касается небольших торговых центров, которые экономически сильно пострадали и уже не выйдут из кризиса — думаю, они могут быть перепрофилированы под бизнес-центры. Но таких ТЦ немного, большинство пока обойдутся корректировкой функционала арендаторов. Трансформировать под офисные помещения крупные торговые центры будет сложно. В Америке есть огромное количество заброшенных ТЦ, которые потеряли востребованность у населения. Их потенциальная стоимость преобразования значительно больше, чем строительство нового объекта. Поэтому желающих забрать их по околонулевой стоимости невелика. При худшем сценарии в Петербурге тоже могут появиться заброшенные или законсервированные торговые центры».


Поменьше торговли: как петербургские ТРК будут выживать после пандемии
Андрей Должиков, исполнительный директор ТРК «Лето»:

«Режим ограниченной работы очень негативно сказался на работе торговых центров. Управляющие компании несут колоссальные финансовые потери. Убыток ТРК «Лето» за три месяца простоя составил 370 млн руб. Эта сумма складывается из фактически понесенных убытков (выручка упала в разы) и расходов, которые ТРЦ продолжал нести, несмотря на закрытие — на выплату кредитов банкам, налогов, заработной платы сотрудникам, на управление и эксплуатацию ТРЦ.

Лучше ситуация в тех регионах, где ограничения не продлились очень долго. Например, в Уфе и Новокузнецке ТРЦ открылись в июне, а недавно ограничения были сняты и в Новосибирске. В тех регионах, где ограничения сохраняются, в том числе в Петербурге, ситуация продолжает ухудшаться.

Важно отметить, что как показал уже накопленный опыт, в регионах открытие торговых центров не привело к росту темпов распространения инфекции. Это говорит о том, что ТРЦ не являются источником повышенной опасности — при должном соблюдении всех санитарных мер риски сводятся к нулю.

ТРЦ не являются источником повышенной опасности — при должном соблюдении всех санитарных мер риски сводятся к нулю.

В не меньшей степени пострадали арендаторы торговых центров — многие из них оказались фактически на грани выживания, несмотря на скидки и рассрочки по аренде, на которые пошли все крупные торговые центры. К счастью, среди наших партнеров, на сегодня, нет тех, кто совсем ушел с рынка, но чем дольше будут сохраняться ограничения, тем вероятность такого сценария будет выше.

Вместе с тем, говорить о необходимости трансформации и каком-то глобальном пересмотре бизнеса торговых центров я бы не стал. Кризис сделал еще более явной тенденцию на универсальность, на превращение ТРЦ в место не столько шоппинга, сколько досуга, причем самого разнообразного. Мы, например, ждем, что на смену массовым мероприятиям придут кулуарные форматы, в том числе образовательные — различные мастер-классы, митапы, секции, лектории… Будет активно развиваться ресторанная составляющая. А главное преимущество ТРЦ — разнообразие брендов под одной крышей — никуда не исчезнет. Это удобно, это экономия времени потребителей, это большой выбор и широкие возможности для досуга. И трафик ТРЦ постепенно, не сразу, но неизбежно — ориентировочно во 2-3 квартале 2021 года — вернется к докризисным показателям».


Поменьше торговли: как петербургские ТРК будут выживать после пандемии
Ольга Болотникова, исполнительный директор SRV в России:

«В объектах под управлением SRV 70-80% переговоров с арендаторами заканчиваются успешно, нам удаётся договориться и найти компромиссные решения, которые удовлетворяли бы нашим интересам и интересам арендаторов.

После открытия ТЦ трафик вернётся, возможно, в полном объеме. Но в дальнейшем прогнозируем, что будет если не падение, то, как минимум, плато по трафику, связанное и со снижением покупательной способности и с уходом части покупателей в онлайн. В целом, восстановление не будет быстрым — общая стагнация может длиться до года, а в ретейле — и до двух лет.

Восстановление не будет быстрым — общая стагнация может длиться до года, а в ретейле — и до двух лет.

Со своей стороны, будем всячески способствовать скорейшему восстановлению: активно привлекать посетителей в ТРЦ, а также делать посещение ТРЦ максимально безопасным, конвертировать приходящий трафик в продажи.

Торгово-развлекательные центры начали свою эволюцию еще до пандемии. Уже несколько лет мы наблюдали за тем, как ТРЦ становятся все больше местами для отдыха, развлечений и местами, где можно получить новые знания и опыт. Пандемия только ускорит эту эволюцию. С моей точки зрения, после открытия торгово-развлекательные центры будут отчетливо фокусироваться на том, чтобы создавать эмоции и впечатления у посетителей; становиться местом, где можно качественно и безопасно провести время».


Поменьше торговли: как петербургские ТРК будут выживать после пандемии
Анна Манькова, старший директор, департамент торговой недвижимости Cushman & Wakefield:

«В Санкт-Петербурге, как и в других регионах, есть ТРЦ, которые нуждаются в трансформации. Однако этому мешают финансовые последствия пандемии и стремление спасти имеющейся торговый объем. После открытия торговых центров в Петербурге мы ожидаем выход на показатели трафика в диапазоне 75-90% от уровня прошлого года. Этот результат надеемся увидеть уже через 2-3 недели после начала их работы.

Говорить о вероятности повторения судьбы американских ТРЦ крайне неприятно — такой сценарий возможен только в случаях, когда девелоперы неправильно оценивают происходящее на рынке. К счастью, на сегодняшний день мы с такими примерами не сталкивались.

Говорить о вероятности повторения судьбы американских ТРЦ крайне неприятно — такой сценарий возможен только в случаях, когда девелоперы неправильно оценивают происходящее на рынке.

Fashion, как и другие направления, постоянно проводит мониторинг своих магазинов и закрывает менее рентабельные точки. Говорить о том, что закрытие магазинов в отдельном секторе — это тенденция, которая набирает обороты, преждевременно. Однако не исключено, что дальнейшее сокращение объемов площадей в категории fashion будет обусловлено желанием сетей более эффективно использовать каждый квадратный метр. Одними из первых трансформационных концептов мы увидели у Butik.ru (на базе офлайнового универмага создал цифровой магазин, — Ред). Арендатор сократил площадь магазина более чем в два раза, при этом оборот Butik.ru не только не сократился, но даже вырос.

Что касается торговых центров, то вакантные площади целесообразно заполнять различным функционалом: образование, культура, услуги, спорт — многопрофильные кружки в одной локации. Данные категории не принесут большого дохода, но обеспечат стабильный трафик, который может конвертироваться в посещаемость магазинов и точек общепита».


Поменьше торговли: как петербургские ТРК будут выживать после пандемии
Александр Холоднов, директор аналитического и проектного центра Urban Pro:

«Против ТРК играют изменения потребительских привычек (опасение людных мест, уход в онлайн), а также падение реальных доходов населения. Поддержку ТРК могут оказать отложенный потребительский спрос, а также продолжающийся рост населения Большого Петербурга.

Ряд форматов (ПВЗ, шоурумы, dark kitchen) имеют предпосылки к росту даже на падающем рынке, отдельные торговые центры могут этим воспользоваться. Конкуренция за качественного арендатора вырастет».

Справка:

ТРЦ будущего

О том, что ТРЦ постепенно теряют свою торговую функцию с приходом нового поколения, говорили участники VII архитектурно-градостроительного форсайта «Эволюция ТРЦ: от храма консьюмеризма — к дворцу культуры», организованного РБК Петербург. Участники междисциплинарных студенческих команд — архитекторы, экономисты, социологи — выбрали оптимальные локации в Петербурге для строительства новых ТРЦ и предложили коммерческие модели торгового центра ближайшего будущего. В частности, они предположили, что в новых форматах развлекательно-торговых центров будет сделан акцент на коворкинги, детские техноцентры, гастрокухни. Посетителям для совершения покупок не нужно будет ходить по ТРЦ, они смогут делать покупки онлайн, а доставлять их будут дроны.

Записали Виктория Саитова, Амера Карлос


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 24 мая
EUR ЦБ: 97,88 (-0,02)
Инвестиции, 23 мая, 16:31
Курс доллара на 24 мая
USD ЦБ: 90,25 (+0,06)
Инвестиции, 23 мая, 16:31
Вучич поблагодарил Москву за отказ голосовать по резолюции о Сребренице Политика, 04:54
Трамп пообещал сразу вернуть Гершковича домой в случае победы на выборах Политика, 04:43
Пентагон заключил договор о постройке двух ракетных фрегатов на $1 млрд Политика, 04:12
Суд в Москве арестовал четырех обвиняемых в хищении у ПАО «Россети» Общество, 04:04
Трамп на митинге призвал сделать Нью-Йорк «снова великим» Политика, 03:24
Байден заявил об отсутствии причин у США оккупировать Афганистан из-за ИГ Политика, 03:21
Блинкен объявил о политике визовых ограничений в отношении Грузии Политика, 02:43
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Три человека погибли при стрельбе в кафе в Стамбуле из-за драки детей Общество, 02:24
Суд в Париже обязал соцсеть X раскрыть данные о заработке на контенте СМИ Технологии и медиа, 02:09
Орбан счел переговоры России и США условием для мира на Украине Политика, 01:48
Богомаз сообщил об уничтожении дрона в Брянской области Политика, 01:37
Первая группа пилотов ВСУ завершила обучение управлению F-16 в США Политика, 01:25
Президент Чехии получил травму во время езды на мотоцикле Политика, 01:16
В США одобрили запуск биржевых фондов для криптовалюты Ethereum Крипто, 00:44