Из аптек может исчезнуть треть лекарств
Предел отпускных цен на жизненно-важные и необходимые лекарства (ЖНВЛП) может быть установлен исходя из минимальной цены на препараты на рынке России и в референтных странах, говорится в законопроекте правительства РФ (есть в распоряжении РБК Петербург). Фармацевтические заводы взволнованы новой методикой. По их мнению, обязанность понизить стоимость продукта до наименьшей на рынке цены приведет к тому, что производство для многих компаний перестанет быть рентабельным. В результате с прилавков могут исчезнуть дешевые российские препараты, и их долю займут более дорогие иностранные аналоги.
В Петербурге и Ленобласти, по оценке директора по развитию аналитической компании «АРЭНСИ Фарма» Николая Беспалова, суммарно производится примерно 8,7% от всего объема производимых в России препаратов ЖНВЛП, что в денежном выражении составляет порядка 17,1 млрд руб. (в ценах производителей с учетом НДС). Ключевые по объему производители ЖНВЛП в регионе: «Полисан», «Северная звезда», «Вертекс». По данным аналитической компании DSM Group, доля ЖНВЛП в аптеках Петербурга (в розничном сегменте) составила 32% по итогам первого квартала 2017 года. В госпитальном сегменте — 70%.
Удар по жизненно-важному месту
Как говорят эксперты, сейчас крайне неподходящий момент для искусственного снижения цен в российской фарминдустрии. «Многие российские компании сейчас находятся в инвестпроектах со сроком окупаемости 5-7 лет. Для их реализации фармацевты брали крупные кредиты, покупали импортное оборудование. Новые правила игры могут сделать эти инвестпроекты несостоятельными, привести к консервации мощностей, то есть, по сути, разрушить бизнес. Далеко не все компании смогут компенсировать недополученные доходы от ЖНВЛП повышением цен на препараты, не входящие в этот перечень», — поясняет исполнительный директор фармкомпании «Полисан» Евгений Кардаш.
По словам президента компании «Активный компонент» Александра Семенова, недавно инвестировавшего 2 млрд руб. в запуск нового фармзавода, регулирование может вынудить его компанию снять с производства часть номенклатуры.
«Если мы увидим, что спрос на какой-то из наших продуктов стал недостаточным или покупатели захотят слишком низкую цену, то мы просто прекратим производство соответствующих фармсубстанций, либо будем вести отгрузку на экспорт. Бизнес — это не благотворительность», — пояснил Семенов.
Справка
Предельной отпускной ценой препарата считается наименьшее из таких критериев, как средневзвешенная цена производителя, ранее зарегистрированная цена, минимальная цена в референтных странах, средневзвешенная цена госзакупок, цена задекларированного при включении в перечень ЖНВЛП. Помимо этого, законопроект предлагает регулировать уровень рентабельности (она не должна превышать 30%), обязать заявителя ежегодно проверять цены в референтных странах и перерегистрировать их в случае снижения, а также ввести мораторий на перерегистрацию цен на основании инфляции.
Такие критерии приведены в протоколе заседания рабочей группы Ассоциации российских фармацевтических производителей по обсуждению проекта постановления правительства Российской Федерации «О государственной регистрации и перерегистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП» (есть в распоряжении РБК Петербург).
Рост импорта
Новые правила повлияют не только на фармацевтические компании с российскими собственниками, но и на международных фармпроизводителей. С одной стороны, считает Кардаш, падение маржинальности из-за снижения отпускных цен может привести к сокращению зарубежными игроками производства в России.
«Чтобы иметь возможность на равных конкурировать с местными производителями полного цикла, иностранцы потратились на строительство заводов в России, что в целом не поспособствовало улучшению их маржинальности как международных игроков. Если им предложат еще и играть по новым правилам, которые сводят на нет эффект от локализации, то не факт, что иностранные заводы захотят продолжить у нас работать. Ведь надо понимать, что себестоимость производства только на ограниченный российский рынок выше, чем себестоимость производства на мировой рынок», — поясняет Кардаш.
С другой стороны, новая методика играет на руку игрокам, которые производят готовые лекарства за пределами России. В результате введения новых правил на российском рынке может возрасти доля импортных препаратов, полагает Семенов. «Согласно новой методике ценообразования препаратов, входящих в список жизненно важных, российских производителей готовых лекарственных препаратов обяжут снизить зарегистрированные цены до самой низкой цены зарегистрированного препарата-дженерика с аналогичным активным веществом в основе. То есть цену на условный аспирин, произведенный международной компанией в России, могут привязать к цене самой дешевой ацетилсалициловой кислоты. Очевидно, что производить большинство лекарств в России иностранцам станет невыгодно», - рассуждает Семенов.
При этом иностранцев, поставляющих в Россию лекарства из-за границы, привязывают не к самой низкой цене российского препарата, а к самой низкой референтной цене за рубежом, подчеркивает Семенов. К тому же, по его словам, на зарубежные производства не будет распространяться требование ограничить рентабельность до 30%.
Эти опасения разделяет гендиректор фармацевтической компании «Вертекс» Георгий Побелянский. «Главная цель методики направлена на формирование цен при госзакупках, но действительно, единый расчет стоимости ЖНВЛП для государственного и коммерческого сегментов неприемлем, так как размер издержек в них отличается в разы. В обоих случаях пациенты могут остаться без ряда лекарств, а в аптеках их вытеснят более дорогие препараты, главным образом иностранные», — цитирует Побелянского пресс-служба компании.
Дежавю
По словам Семенова, когда в 2010 году Минздрав обязал производителей перерегистрировать предельные отпускные цены на основании средневзвешенной цены по итогам девяти месяцев, из аптек исчезли многие продукты российского производства.
«Индексация цен с 2010 года практически не осуществлялась. В 2014 же году случилась девальвация, себестоимость производства многих препаратов, изготавливаемых из иностранных субстанций, возросла почти вдвое. Поднять цены было нельзя. Велись долгие дискуссии с Минздравом, которые так ни к чему и не привели. В итоге, например, класс препаратов в ценовом сегменте — до 50 рублей — просто перестал существовать. — Думаю, после принятия вышеописанной методики похожая судьба постигнет лекарства в ценовом сегменте до 200 рублей, а возможно, и выше», — говорит Семенов.