Свобода и деньги: почему молодые россияне регулярно меняют работу
С каждым годом все больше молодых россиян связывают представление о личном успехе с интересной работой. К такому выводу пришли сотрудники Центра молодежных исследований (ЦМИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге в ходе реализации проекта «Молодежные солидарности и поколения XXI века: ценность труда и потребления». Выводы исследования опубликованы на портале Opec.
Проект был реализован в два этапа. Сначала исследователи провели вторичный анализ данных, собранных ЦМИ в разные годы в рамках предыдущих исследований, которые включали опросы молодежи, проживающей в Петербурге и в городах Поволжья. На втором этапе были проведены глубинные биографические интервью с жителями Петербурга. Исследователи разделили респондентов на две возрастные группы – 20-25 лет и 30-35 лет. В каждой группе было проведено по тридцать интервью.
По словам социологов, «биографические траектории» современного человека становятся все более вариативными. Привычная схема жизненного пути – школа, техникум/университет, работа, семья, пенсия – давно перестала быть повсеместной. Если в советское время считалось нормальным трудиться в одной организации всю жизнь, то сегодня это становится исключением. Современный человек готов неоднократно менять работодателя в зависимости от личных потребностей и устремлений.
Это, однако, никак не влияет на желание молодых людей достигнуть «успеха» в профессиональной деятельности. Причем профессиональная успешность в представлении большинства респондентов тесно связана с семейными ценностями - помимо взаимных чувств, важными условиями вступления в брак для современной молодежи является наличие высоких стабильных заработков обоих партнеров.
Но уровнем заработка представления молодых петербуржцев об «успехе» не ограничиваются. Исследователи попытались разделить понимание респондентами успеха в разных измерениях – успех в обществе и личный успех.
Успех в обществе, по мнению большинства респондентов, лежит в рамках разделяемых в общественном мнении стереотипов. «Это деньги, богатство, другие демонстрируемые маркеры уровня жизни и силы социального капитала», – поясняют авторы. Однако личный успех интерпретировался по-разному. Но его стержнем для большинства, как показало исследование, стали интересная работа и возможность самореализации.
Социологи уверены, что работодатели должны учитывать эти взгляды при подборе кадров. «Ожидания к работе молодежи выражаются в формуле – «работа должна быть интересной/нескучной, хорошо оплачиваться, быть осмысленной и при этом оставлять определенную степень свободы», – говорится в исследовании. Особенность современных молодых работников, как замечают авторы, в том, что они рано учатся отстаивать свои права, и, если их что-то не устраивает в работе, они легко с ней расстаются. Как подтверждают результаты исследования, к 30 годам молодые люди неоднократно меняют и место работы, и ее профиль. «Планирование собственной карьеры/жизни редко выходит за пределы 3-5 лет», – отметила одна из авторов исследования, замдиректора ЦМИ Яна Крупец.
Социологи проанализировали и сферу занятости людей. В исследовании говорится, что работу в бюджетной сфере выбирают молодые люди в той или иной степени мотивированные работать по полученной специальности. А вот самозанятые и нередко работающие в сфере крупного и среднего бизнеса не придают столь высокого «профессионального» значения образованию.
Также авторы пришли к выводу, что бюджетники и работающие в частных компаниях в поиске работы часто ориентируются на знакомых, родственников и официальные каналы, а фрилансеры, в первую очередь, пользуются слабыми социальными связями – случайными знакомыми или клиентами. При этом фрилансеры обычно живут настоящим, а трудовой путь бюджетников можно охарактеризовать как «ориентированный на будущее».
В целом исследователи отмечают, что молодые работники поколения Y (рожденные в 80-е, 90-е) ценят свободу, удовольствие, увлеченность, статус, стабильность и деньги. «Работодателям рекомендуется обеспечивать хотя бы одно из этих условий на рабочем месте, и тогда молодые люди готовы идти на компромиссы и искать удовлетворение остальных потребностей за пределами работы, например, в хобби», – комментируют авторы исследования.
Роман Кизыма