В Санкт-Петербурге анонсировали крупный музейный проект
Петербургское ГУП «Горэлектротранс» планирует провести реконструкцию Музея городского электрического транспорта на Васильевском острове. Проектом будет заниматься архитектурное бюро «Студия 44», ставшее единственным участником конкурса на разработку концепции экспозиционно–выставочного комплекса стоимостью 15 млн руб., пишет издание «Деловой Петербург». Предполагается, что после реконструкции петербургский музей станет самым крупным подобным проектом в мире.
Речь идёт о площадке № 2 трамвайного парка № 3 на Среднем проспекте В.О. (старейший трамвайный парк города). Музей здесь появился в 1967 году. В его коллекцию входят не только трамвайные вагоны, но и троллейбусы. В прошлом году директор «Горэлектротранса» Денис Минкин говорил, что «экспозиция петербургского музея уникальна для мира, но сам музей устарел с точки зрения музейных подходов сегодняшнего дня».
Авторы новой концепции обещают вносить «минимальные и аккуратные изменения» во внешний облик музея. По словам ведущего архитектора «Студии 44» Аркадия Фёдорова, основой музея останутся три депо (объекты культурного наследия). В первом из них в настоящее время представлены экспонаты, во втором находится ремонтный цех, а в третьем хранится много заброшенной техники, которую планируется восстанавливать. «Студия 44» предлагает сделать центральный проход через все три депо, что соединит их. «Получится анфилада, привычная и Петербургу, и «Студии 44», — говорит Фёдоров.
И в ангарах, и между ними останутся рельсы, по территории парка продолжит ходить экскурсионный ретромаршрут «Первый туристический». В первом депо авторы концепции предлагают разместить основное выставочное пространство с экспозициями про историю рельсового и электрического транспорта (в частности, здесь будет конка, первый электрический трамвай Ф. А. Пироцкого, трамваи 1929–1936 годов, трамваи и троллейбусы ХХ века, а также современная техника). Запланированы смотровые канавы, чтобы посетители могли изучить подвижной состав со всех сторон. Второе депо будет посвящено теме блокадного Ленинграда, в котором трамвай играл важную роль (за всю историю своей работы, напомним, трамвай в городе останавливался лишь однажды — зимой 1941–1942 годов — из-за перебоев с электричеством). В этом же ангаре будет лекторий. В третьем депо планируется разместить экспозицию специальной и служебной техники, действующую реставрационную мастерскую и другие служебные помещения.
«Общественная зона тоже будет — под неё задействуем функционирующую котельную, обделённую вниманием. Она была построена в 1907 году, но в советское время претерпела изменения. Решили сохранившийся фасад оставить целиком, а второй, советский фасад восстановить по аналогу 1907 года. Здесь же будет и входная группа», — цитирует газета Аркадия Фёдорова. Встречать посетителей музея будет памятник трамваю Brush на крутящейся платформе.
«Если проект реализуют, это будет самый большой музей электротранспорта в мире, — говорит главный архитектор проекта и автор проекта Ладожского вокзала Владимир Зенкевич. — Музейные объекты — это одна из тем, которой занимается «Студия 44». Мы понимаем, что делаем. Плюс знакомы с работой с памятниками, понимаем, что можно делать, что нельзя ». Напомним, что «Студия 44», в частности, разрабатывала проект Центрального музея Октябрьской железной дороги рядом с Балтийским вокзалом.
Концепция музея на Васильевском острове будет окончательно разработана к июню, пока стороны обсуждают черновой вариант. Предположительно, финальная версия будет представлена на ПМЭФ в нынешнем году.