В петербургский суд подан иск о банкротстве крупного завода
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти зарегистрировал банкротный иск к Выборгскому судостроительному заводу (ВСЗ, входит в Объединенную судостроительную корпорацию). Как сообщается в картотеке арбитражных дел, исковое заявление подало ООО «Торговая компания «РМ-Стил». Дата рассмотрения иска пока не назначена.
Как ранее сообщала газета «Коммерсантъ», долги ВСЗ перед «РМ-Стил» в размере 55 млн руб. возникли по договору от 2017 года на поставку проката. В январе кредитор подал иск о взыскании неустойки, и в марте суд обязал завод выплатить 3,4 млн руб.
«Ситуация на предприятии — угрожающая, финансовое положение крайне сложное. Так, размер текущего долга приближается к 2 млрд руб., а размер накопленных убытков за последние 10 лет — 6 млрд руб.», — говорил РБК Петербург генеральный директор ВСЗ Александр Соловьев. По его словам, долг почти на 2 млрд руб. связан с обслуживанием кредитов, взятых еще до момента вхождения завода в ОСК в 2012 году, а также с курсовой разницей при строительстве ледоколов для Росморпорта и недозагрузкой предприятия в 2013-2015 годах. «Теперь, чтобы выбраться из этой ямы, нам необходима докапитализация со стороны ОСК на 6 млрд руб. Банки дают кредиты очень неохотно», — говорил Соловьев.
Между тем, в пресс-службе ОСК считают, что ситуация находится под контролем. «Обращение в суд с заявлением о банкротстве часто используется как способ давления на вторую сторону с целью взыскания задолженности. Ни о каком реальном банкротстве ВСЗ речи не идет. ОСК разработан и утвержден план финансового оздоровления до 2025 года, загрузки предприятий новыми заказами. Ведется работа совместно с профильными федеральными органами в части докапитализации ряда верфей и реструктуризации кредитной задолженности», — сообщили недавно РБК Петербург в пресс-службе ОСК.
По мнению экспертов, проблемы ВСЗ — отражение критической ситуации, в которой пребывает отрасль. Большие долги к настоящему моменту накопили многие судостроительные предприятия. Так, кредиторская задолженность Балтийского завода составляет 17 млрд руб., около 14 млрд руб.— у «Северной верфи» и «Янтаря». Сергей Коновалов, председатель правления АНО «Отраслевая судостроительная ассоциация», считает, что главные проблемы отрасли — это технологическая отсталость, нехватка кадров и накопленные долги судостроителей разной степени давности.
Справка
Выборгский судостроительный завод основан в 1948 году. Предприятие строит суда гражданского назначения: рыболовные траулеры, суда ледового класса, ледоколы, суда снабжения, а также буровые платформы для разработки морских шельфовых месторождений. С начала работы ВСЗ построил более 210 судов различного назначения, 9 морских буровых платформ и 105 модулей верхних строений платформ для разработки нефтегазовых месторождений. В 2012 году ВСЗ вошел в государственную ОСК. Сейчас ВСЗ занимается строительством восьми рыболовных траулеров и завершает контракт на портовый ледокол «Обь» для «Атомфлота». Компания также рассчитывает на заказы на научно-исследовательские суда и ледоколы на СПГ.
Выручка предприятия в 2018 году, по данным СПАРК, снизилась до 7,9 млрд руб. (в 2017 году — 11,7 млрд), а прибыль в 11 млн руб. в 2017 году превратилась в убыток в размере 545 млн руб. в 2018 году.