Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В МИД Норвегии заявили об отсутствии угрозы со стороны России Политика, 01:12 Семин назвал поражение от «Ювентуса» недоведенным до конца хорошим делом Спорт, 01:00 Посол США назвал причину разморозки финансовой помощи Украине Политика, 00:56 Туск порекомендовал странам ЕС согласиться на перенос Brexit Политика, 00:40 Алексей Васильчук — о фудмолле «Депо.Москва» и как удержаться на плаву РБК Стиль и Henderson, 00:38 Каррера оценил возможность Алексея Миранчука играть в «Ювентусе» Спорт, 00:23 В центре Киева прогремел взрыв Общество, 00:14 Появились первые фотографии нового плацкартного вагона с душем Общество, 00:10 Почему российские ИТ-компании ищут возможности для бизнеса в Африке Pro, 00:00 Поставщик софта для Росгвардии оснастит им правительство Бурунди Технологии и медиа, 00:00 Экономисты нашли «нестыковки» в данных о доходах россиян Экономика, 00:00 Дубль Дибалы принес «Ювентусу» победу над «Локомотивом» в Лиге чемпионов Спорт, 22 окт, 23:55 Путин и Эрдоган договорились по Сирии. Главное Политика, 22 окт, 23:50 Асад отреагировал на переговоры Эрдогана и Путина по операции в Сирии Политика, 22 окт, 23:42
С.-Петербург ,  
0 
Исследование РБК: в Петербурге сформировалась новая индустрия
Петербургский лекционный бум опирается на глобальную моду и на местный вкус.

В течение марта—апреля 2018 года в Петербурге прошла почти тысяча общеобразовательных лекций вне университетских стен, показало исследование РБК Петербург. В среднем в открытых лекториях Северной столицы проходит полтора десятка мероприятий ежедневно. Эти цифры, как считают эксперты, говорят о том, что Петербург стал частью мирового тренда, связанного с активным ростом экономики знаний.

Устойчивый спрос на просвещение привел к появлению в городе множества образовательных пространств. Новая индустрия постепенно перерастает формат бесплатного культурного досуга и становится бизнесом.

Кризисное просвещение

Разработчики и операторы разного рода образовательных проектов давно заметили, что в трудные времена их бизнес не падает, что было бы логично, но напротив — растет. Так было в кризисы 1998 и 2008 годов, повторяется история и сейчас. Не видя внятной картинки будущего, петербуржцы идут учиться.

Впрочем, во второй половине 2010-х годов масштаб явления изменился — наряду с привычными курсами утилитарной профессиональной переподготовки в Петербурге массово развиваются просветительские институты (лектории), лишенные прямой прагматической нагрузки. И такие проекты находят в городе массовую аудиторию.

Разработчики и операторы образовательных проектов давно заметили, что в трудные времена их бизнес не падает, что было бы логично, но напротив — растет.

Важно отметить, что эти лектории почти не связаны с традиционной казенной образовательной инфраструктурой (вузами, обществом «Знание» и т.д.), хотя могут быть государственными де-юре. Нынешний петербургский лекционный бум — особенный, поскольку он опирается на глобальную моду и на местные вкусы.

Справка

Единой информации о числе и местах проведения образовательных мероприятий в Петербурге не существует. Исследованием РБК были охвачены 126 площадок, где за март и апрель 2018 года состоялись 822 лекции (в марте — 359, в апреле — 463). Наши подсчеты показали, что за неделю в городе проходит в среднем 94 подобных мероприятия. Примечательно, что примерно 25% всех площадок — это библиотеки.

В исследовании учитывались только лекции, не связанные с развитием практических навыков (то есть разного рода обучающие занятия по маркетингу, SMM, тимбилдингу, финансовой грамотности, эффективному поиску женихов и т.д. и т.п. не учитывались). Не учитывались также лекции, которые проводятся в формальных рамках вузовских курсов.

Лекционный переучет

Поиск лекций осложнен тем, что образовательные площадки не всегда вывешивают актуальные афиши и календари мероприятий на официальных сайтах (это делает примерно каждый пятый лекторий). В большинстве случаев анонсы можно найти в социальных сетях. Некоторые лектории и вовсе предпочитают не публиковать информацию в интернете, поэтому о событии можно узнать только непосредственно на площадке.

Примечательно, что примерно 25% всех задействованных в таких проектах площадок — это библиотеки. Лидерами по числу лекций в марте стали библиотека им. Лермонтова, библиотека им. Маяковского, Молодежный центр Эрмитажа, Охта Lab и Центр «Архэ». В апреле топ лекционных площадок частично изменился: лидером стала библиотека им. Маяковского, далее расположился «Открытый лекторий» в Новой Голландии. Молодежный центр Эрмитажа, библиотека им. Лермонтова и Охта Lab заняли места с 3-го по 5-е соответственно.

С точки зрения тематики, наиболее востребованными стали лекции по искусствам. На них приходится около 16% от всех подобных мероприятий. За ними следуют лекции по истории (11,7%), литературе (9,9%) и перфомативным искусствам (музыка, танец и театр) (9,4%). Далее располагаются лекции по психологии, краеведению, кино и астрономии.

Фото: Исследование РБК

Фото: Исследование РБК

Цена вопроса

Еще одним важным аспектом, на который мы обращали внимание, была цена входного билета. Отметим, что только каждая пятая лекция является платной. Как правило, стоимость посещения не зависит от предмета разговора. На нее влияют два фактора — площадка проведения и популярность спикера. Цена билета колеблется от 100 до 2000 рублей. У некоторых площадок предусмотрены абонементы на посещение целых курсов, состоящих из нескольких мероприятий. Стоить подобные абонементы могут как 500 рублей за 2-3 лекции, так и более 200 тысяч рублей за годовой образовательный курс.

Только каждая пятая лекция в Петербурге является платной. Как правило, стоимость посещения не зависит от предмета разговора.

Также мы обращали внимание на ресурсы, с помощью которых происходит регистрация или покупка билетов на лекции. Самыми популярными ресурсами стали Timepad.ru, Radario.ru, а также регистрация через Google-формы. Важно отметить, что и Timepad, и Radario частично выполняют функции агрегаторов. На их сайтах можно искать интересующие вас лекции и образовательные курсы. Однако не все образовательные пространства пользуются одним из этих сайтов, что не позволяет получить информацию обо всех предстоящих лекциях на одном интернет-ресурсе.

Фитнес отдыхает

Опрошенные РБК Петербург эксперты сошлись в том, что edutainment, начинавшийся со спонтанных и преимущественно бесплатных культурно-просветительских мероприятий, к настоящему моменту сложился как сфера бизнеса. Открытые лекционные программы, имеющие выраженный образовательный эффект, могут быть успешно коммерциализированы, уверена куратор «Охта ЛАБ» Кира Тайманова.

В Петербурге появилась масса примеров подобной коммерциализации. Так, курс по истории дизайна в ШколеMasters («школа с лекциями», как она себя определяет) стоит 10 тыс. руб., курс «Как открыть свой бар» в Образовательном центре «Дом Бенуа» — 16 тыс. 900 руб. на человека. Некоторые годовые абонементы лекционных площадок стоят по 100 — 150 тыс. руб. — существенно больше, годового абонемента в фитнес-зал.

«Мы никогда так много не зарабатывали, как сейчас», — говорит историк Лев Лурье о своем проекте «Дом культуры Льва Лурье», но это утверждение можно перенести и на многие другие частные лектории Петербурга.

Культурный расцвет сопутствует политическому закату

Лев Лурье, основатель и руководитель Дома культуры Льва Лурье:

Фото: РБК Петербург

«У расцвета лекториев, который в Петербурге невозможно не заметить, есть несколько важных причин. Первая и главная — проблемы в системе гуманитарного высшего образования. Даже лучшие вузы не удовлетворяют потребности аудитории в актуальных и качественных знаниях. Вторая — снижение качества телевидения: сегодня люди получают в лекториях то, что раньше получали, условно, в программах Леонида Парфенова и, шире, получали в СМИ. Наконец, в-третьих, как это часто бывает, резкое снижение интереса к политике компенсируется всплеском интереса к культуре. Культурный досуг в сегодняшнем Петербурге очень популярен, а лекция — одна из самых популярных его форм.

Ввиду такой популярности лекции могут быть бизнесом, и неплохим: мы никогда не зарабатывали так много, как сейчас. Билеты в Доме Культуры Льва Лурье стоят порядка тысячи рублей и выше, при полных залах. Те лектории, которые сами не являются бизнесом, зачастую спонсируются известными бизнесменами. Кстати, бизнесмены — в числе постоянных посетителей наших лекций: они часть общественного тренда; им интересны и важны знания, и они имеют возможность финансово поддерживать сферу своих интересов».

Самостоятельный бизнес и маркетинговый инструмент

Кира Тайманова, основатель образовательного центра «Дом Бенуа», куратор Охта Lab:

Фото: из личного архива

«Причины всплеска на петербургском лекционном рынке понятны: если раньше это был специализированный вид деятельности, которым занимались профессионалы в области просветительских проектов, то сейчас лектории открываются практически при каждой компании. Это must-have для культурной площадки — музея или театра, и желательный инструмент в арсенале бизнес-структуры, имеющей задачи в публичном поле.

Бизнес, по моим наблюдениям, очень увлечен организацией лекций. Для него это новый многообещающий способ маркетинговых коммуникаций. Наш проект Охта Lab можно отнести к этому тренду — мы одними из первых сделали просветительский проект внутри инвестиционного (образовательное пространство создано внутри ТРЦ «Охта Молл» по инициативе его инвесторов — SRV Group). Сейчас уже многие строительные компании, банки, отели открыли свои лектории, постоянные или временные, или думают, как это лучше сделать.

Для коммерческой структуры лекционный формат позволяет установить более прямые и доверительные отношения с аудиторией; разделить с ней свои ценности. Кроме того, передавать знания — важная часть лидерских качеств: компании хотят формировать бренды, которые воспринимаются как экспертные и общественно значимые. За некоторыми проектами стоят лично первые лица компаний: для них это и имидж, и миссия — они считают важным, чтобы Петербург развивался как центр знаний.

Типологически я бы разделила лекции на те, которые можно отнести к отрасли эдьютейнмента — альтернативного образования — и те, что являются просто формой досуга. Эдьютейнмент предполагает какую-то структуру — некий путь, позволяющий слушателю повысить уровень образования, пусть и в узкой области, или даже получить новые профессиональные навыки. В этой нише я бы выделила Школу Masters — на мой взгляд, она является полноценным образовательным проектом или, например, Школу креативного мышления ИКРА. Таких проектов в Петербурге немало, хотя они не доминируют — преобладают разрозненные лекции, не направленные на образовательный результат.

Целый ряд просветительских «историй» в Петербурге состоялись как коммерчески успешные. Например, проект Headliner School, созданный Шурой Кузнецовой и Дмитрием Эстриным, посвященный продюсированию и организации проектов в медиасфере, получился очень популярным. Он создавался и как образовательные курсы, и как тусовка, где носителями знаний выступают медиаперсоны — и люди оценили такой формат. Я думаю, что и Школа Masters, и ИКРА обладают хорошим потенциалом коммерциализации и масштабирования, в том числе на другие города.

Так что лекторий может быть инструментом бизнеса, а может быть бизнесом самим по себе. Важно только не путать имиджевые и коммерческие лектории: у них разная модель работы. Если компания открывает лекторий ради контакта с аудиторией и общественной пользы, ей не стоит стремиться к тому, чтобы окупать его за счет дорогих входных билетов. Хотя элементы коммерциализации возможны и в этом случае».

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК