Рынок ОСАГО подстраивается под ситуацию: что важно знать
Петербургские страховщики в последнее время все чаще предпочитают делать денежные выплаты по ОСАГО вместо проведения ремонта автомобиля после ДТП. Об этом РБК Петербург сообщили крупнейшие страховые компании, работающие в Петербурге. Некоторые эксперты при этом признают, что денег, которые выплачиваются по ОСАГО, едва ли хватит на ремонт автомобиля.
Успеть по закону
Приостановка работы в России ряда иностранных компаний и трудности с поставками импортных автозапчастей сказались на работе автостраховщиков. Как рассказали РБК Петербург участники рынка, автомобильные сервисы стали отказывать страховым компаниям в ремонте автомобилей из-за отсутствия необходимых автозапчастей. Встречается и такая ситуация — поставку автозапчастей нужно ждать более месяца, а страховщик по ОСАГО обязан отремонтировать авто в течение 30 дней. Чтобы не нарушить регламент, страховщикам остаётся только компенсировать поломку деньгами. «Из-за сложностей с запчастями в 95% случаев мы предлагаем денежную выплату. Одна из причин — в том, что, в соответствии с требованиями закона об ОСАГО, срок ремонта автомобиля в рамках ОСАГО не может быть больше 30 дней. Сейчас из-за сложностей с логистикой у поставщиков сроки поставки запчастей часто непредсказуемы», — говорит вице-президент по развитию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Татьяна Никифорович. По её словам, в среднем по одному страховому случаю в Петербурге компания выплачивает около 76 тыс. руб.
В петербургском филиале «Ингостраха» сообщили, что в апреле только на 30% случаев по ОСАГО компания предлагает застрахованным ремонт, в остальных 70% речь идёт о денежных выплатах. «Конечно, наша компания старается сохранить урегулирование по ОСАГО в натуральной форме, ведь именно этот вариант наиболее выгоден для наших клиентов. К сожалению, не всё получается, в частности, из-за того, что поставки запчастей почти всех автомобильных брендов сократились либо имеют ограничения в отгрузке в Россию», — говорит директор филиала компании в Петербурге Владимир Храбрых. По его словам, страховая компания сейчас совместно с партнёрами «прорабатывает альтернативные каналы» поставок автозапчастей в Россию, а также рассматривает варианты компенсации предварительно согласованных с «Ингосстрахом» затрат за детали, которые могут быть куплены клиентами самостоятельно. При этом, по словам Храбрых, средняя сумма денежной выплаты по ОСАГО за последние месяцы упала почти на 10 тыс. руб.: в феврале она составляла 74 774 руб., в марте — 72 185 руб., в апреле — 65 089 руб.
Хвати ли денег на ремонт?
Получив страховую выплату после ДТП, клиент должен сам искать необходимые автозапчасти и автосервисы, где ему отремонтируют машину. Как ранее говорили автодилеры, стоимость автозапчастей в Петербурге за март выросла на 40-50%, а по некоторым видам деталей — например, для кузовного ремонта, вообще наблюдается дефицит. По мнению исполнительного директора Союза автосервисов Виталия Новикова, сейчас для усредненного ремонта, который требуется после ДТП, едва ли хватит 65-75 тыс. руб. «Я думаю, что этих денег может оказаться недостаточно для среднего ремонта автомобиля после аварии, учитывая, что автозапчасти подорожали кратно. Например, у нового Audi А6 одна фара стоит 360 тыс. руб.», — говорит он. По его мнению, люди будут чинить то, «без чего нельзя передвигаться». «При этом автовладельцы должны понимать, что получив выплаты по ОСАГО, они всё равно должны будут доплатить за ремонт», — говорит Новиков.
Портал Autonews со ссылкой на дилеров также оценил среднюю стоимость ремонта автомобиля в марте 2022 года выше, чем средняя выплата по ОСАГО в Петербурге. В одном из официальных дилеров Hyundai средний ремонт седана Solaris 2019 года выпуска оценили в 95-96 тыс. руб. В эту стоимость входила замена переднего бампера за 35 тыс. руб., передней фары за 26-28 тыс. руб., а также крыла за 32 тыс. руб. (сумма включает в себя детали и работу по покраске и установке). Официальный дилер Skoda назвал примерную стоимость ремонта в 100 тыс. руб., из которых около 50 тыс. руб. ушло бы на запчасти, пишет издание. Если говорить об автомобилях выше классом, например, о трехлетней Toyota Camry, то стоимость замены всех её деталей с учётом материалов обойдётся в 200-215 тыс. руб.
Баланс сборов и выплат
По словам опрошенных игроков рынка, страховым компаниям из-за роста цен на автозапчасти в ближайшее время, вероятно, придётся увеличивать сумму выплат. При этом средняя стоимость ОСАГО для автомобилистов, по словам Владимира Храбрых, за последние три месяца сократилась. «По состоянию на 14 апреля 2021 года в филиал обратились 700 человек, по состоянию на 14 апреля 2022 года — 900 человек. При этом в феврале этого года средняя стоимость полиса ОСАГО в «Ингосстрахе» составляла 7 575 рублей, на 10 апреля — 7 297 рублей. Для сравнения, в марте 2021 года средняя стоимость полиса ОСАГО составила 6 903 рубля», — говорит он.
О росте числа обращений в 2022 году сообщили в «Ренессанс страховании». В Петербурге в марте-апреле прошлого года за возмещением убытков обращались 1,5 тыс. человек ежемесячно. С 1 марта по 10 апреля 2022 года в компанию уже обратилось более 2,4 тыс. человек. При этом Татьяна Никифорович прогнозирует рост стоимости выплат по ОСАГО и, как следствие, рост стоимости самих полисов. «В целом тренд на рынке ОСАГО в это году — рост средней стоимости полиса, так как удорожание запчастей приведет к увеличению объема выплат», — говорит она.
В «РЕСО-Гарантии» говорят, что количество обращений весной этого года в Петербурге соответствуют уровню прошлого года, а средняя премия за год выросла примерно на 5%. В компании считают, что складывающаяся ситуация на рынке понижает рентабельность страховых компаний, специализирующихся на ОСАГО. «ОСАГО является обязательным видом страхования, и мы продаем эти полисы в соответствии с законом, независимо от того, выгодно это нам или нет. Однако важно понимать, что в условиях меняющегося рынка отсутствие адекватных изменений в регулировании ОСАГО может привести к нарушению баланса сборов и выплат и поставить под угрозу устойчивость некоторых страховых компаний, в портфеле которых ОСАГО занимает существенную долю», — сообщил РБК Петербург старший управляющий продуктом департамента розничного страхования «РЕСО-Гарантия» Павел Яковлев.
Отметим, что в конце марта Российский союз автостраховщиков обратился в ЦБ с просьбой продлить сроки организации ремонта по ОСАГО в натуральном виде с 30 дней до 60.
Повтор публикации от 18.04.2022