дилер Mercedes-Benz: Продали на полгода вперед, но могут появиться отказы
С начала 2015 года в десятке самых продаваемых автомобильных марок в Петербурге впервые появились сразу два премиальных бренда, что еще полгода назад можно было характеризовать как аномалию. Немецкие марки Mercedes-Benz и BMW вытеснили из первой десятки одних из главных неудачников прошлого года – Ford и Chevrolet.
РБК решил поговорить с Максимом Сушинским, известным хоккеистом и основателем компании «АВАНГАРД» (официальный дилер Mercedes-Benz), о том, какие риски сейчас несут автодилеры премиальных брендов, как меняется поведение потребителя и почему бизнесмен не приглашает в свой бизнес инвесторов.
Беседа с М.Сушинским состоялась в рамках совместного проекта РБК и ателье SARTOR.
Максим Сушинский начал свой бизнес еще в 90-е вместе с Олегом Мироновым, нынешним генеральным директором компании «АВАНГАРД», которая была названа в честь хоккейной команды Сушинского. Первые деньги стали появляться от продажи машин в регионы — О.Миронов работал с поставками, М.Сушинский искал клиентов в российских городах, куда часто ездил на соревнования. «Не было подходящих средств выйти на рынок с собственной компанией, потому что деньги копились ежегодно с зарплаты, которую я зарабатывал в хоккее», - рассказывает М.Сушинский. Свою автодилерскую компанию зарегистрировали только в 2002 году. «Мы стояли с ручкой и записывали, сколько автомобилей Mercedes-Benz проехалось по Приморскому проспекту, когда там не было даже развилок. Посчитали, что место выгодное, потом начали проектирование и строительство первого автоцентра», - говорит предприниматель. До недавнего времени именно Олег Миронов занимался управлением компании. В 2013 году Максим Сушинский ушел из профессионального спорта и сосредоточился на развитие своего бизнеса.
Сейчас автодилерская компания вынуждена сокращать объемы продаж. По словам М.Сушинского, они занизили цифры в соглашении с импортером на 20% по сравнению с 2014 годом. И несмотря на то, что дилер распродал склад на полгода вперед, бизнесмен не исключает, что придется столкнуться с отказами по предзаказам из-за изменившейся ставки по автокредиту от производителя.
С какой хоккейной коллизией вы сравнили бы то, что сейчас происходит в автобизнесе?
Вопрос интересный! Может быть, можно сравнить с моментом, когда команда проиграла 10 игр подряд, она пытается что- то поменять… меняет тренера, игроков, а результат остается тот же самый. И никто не знает, что будет дальше.
Максим Сушинский (Авангард)
Какова ваша дальнейшая стратегия в условиях, когда покупатель начинает беднеть, а производитель сокращает программы поддержки...
Расширяться. Мы сейчас строим вторую очередь дилерского центра «АВАНГАРД». Кроме того, на 2017 году мы запланировали открытие нового проекта на Парнасе. Я уверен, что происходящее в политике и экономике страны — временное явление. Когда начнется подъем потребительского спроса, нужно быть готовым.
Какова стоимость проектов? Где вы берете деньги?
Нам хватает собственных средств. У нас есть кредитная линия в Сбербанке, но мы пока не торопимся пускать деньги в оборот.
Вы привлекаете инвесторов в ваши проекты?
Нет. У меня много друзей, которые допустили в свой бизнес инвесторов. Сейчас они пытаются влиять на управление бизнес-процессами. Это порой мешает развитию.
А помогает ли развитию компании то, что вы известный спортсмен?
Банки и партнеры смотрят на то, как построена твоя компания, насколько прозрачна в ней система собственности и управления. Это важно.
Максим Сушинский (АВАНГАРД), Ирина Заварзина (SARTOR), Владимир Вихровский (SARTOR)
В 2006 году вы вступили в «Единую Россию». Зачем вам была нужна партия?
Это было по хоккейной линии. Тогда история «Единой России» только начиналась. К участию привлекали всех знаменитых спортсменов. Это в целом был добровольный шаг, никаких привилегий не было, просто «корочка».
Bы до сих пор член партии?
Наверное, да. После вступления в партию я не привлекался к активной деятельности в ней.
Вы часто сталкиваетесь в своей работе с чиновниками?
Да. Потому что каждый кусочек земли надо отвоевывать. Иногда приходится самому выступать в роли представителя компании, занимающегося согласованием и общением с вышеупомянутыми лицами.
Ирина Заварзина (SARTOR), Максим Сушинский (АВАНГАРД), Владимир Вихровский (SARTOR)
Известно, что в последний год почти половина сделок Mercedes-Benz - это покупатели «бюджетных» моделей немецкой марки. Что происходит с этим клиентом сейчас?
Мы несколько лет боролись за таких клиентов. Это потребители Toyota, Volkswagen, Lexus. В 2013-2014 годах прагматичные клиенты, сравнивавшие автомобили массовых марок с Mercedes-Benz, с удивлением обнаруживали, что дорогая комплектация, например, Opel, всего на 50 000 – 100 000 рублей дешевле, чем Mercedes-Benz. Естественно, в такой ситуации они становились нашими клиентами. Доля таких сделок, действительно, достигала 30% от общего числа проданных автомобилей.
Сейчас мы видим большое количество предварительных контрактов на эти марки, но у нас нет уверенности, что не появятся отказы. Дело в том, что, когда машины контрактовались, были хорошие условия кредитования, Mercedes-Benz предоставлял автокредит под 5,9%. Такого финансирования уже нет. Сейчас производитель предлагает условия - ставка 9,9% годовых с 30%-ым первоначальным взносом.
Следует отметить, что за несколько последних месяцев ООО «Мерседес-Бенц Рус» повысило цену всего на 15-20%, это стало серьезным конкурентным преимуществом.
А квот в этом году стало меньше?
Да, импортер с осторожностью смотрит на продажи 2015 года. Позиция штаб-квартиры Daimler на российском рынке: «Лучше продать меньше, чем допустить затоваривание рынка».
Как Вы считаете, ваш потребитель через полгода останется с тем же энтузиазмом?
Нет, конечно. Но сейчас вообще трудно прогнозировать - надо смотреть, что будет происходить с курсом, с нефтью, с санкциями. Потому что, если сейчас не будет финансирования извне, то стране будет не просто. Но мы придерживаемся оптимистических взглядов на будущее.
Ирина Заварзина (SARTOR), Максим Сушинский (АВАНГАРД)