Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Санкт-Петербург и область⁠,
0

РБК составил топ-20 новых достопримечательностей Петербурга

Фото: Илья Выдревич/Интерпресс
Фото: Илья Выдревич/Интерпресс

В Петербурге быстро увеличивается количество частных музеев. Проведя собственное исследование, РБК Петербург выяснил: в данный момент в городе начитывается 99 частных музеев, галерей и выставочных пространств, причем треть из них была открыта в последние четыре года. Динамичный рост в этом сегменте особенно важен на фоне происходящего увеличения туристического потока и, как следствие, перегруженности основных петербургских достопримечательностей. Становятся ли частные музеи альтернативными туристическими аттракциями, и с какими целями их открывают — в результатах исследования РБК Петербург.

Музеи и не совсем музеи

Как выяснил РБК Петербург, почти половина частных музеев располагаются в Центральном районе города. Следующие строчки в списке популярных локаций занимают Петроградский [12%], Василеостровский [12%] и Адмиралтейский [9%] районы. На районы за пределами центра города приходится всего 1/5 от всех действующих частных музеев.

Открываться частные музеи стали еще в конце 1980-х годов. Старейшим из них является галерея «Борей», появившаяся в 1991 году.

Некоторые площадки работают исключительно ради прибыли, но есть и те, для которых получение доходов не является главной задачей. Исследование показало, что 2/3 частных музеев являются платными. Средняя стоимость билета на одного взрослого посетителя составляет 326 руб.

Наиболее популярны площадки, посвященные искусству (их 32% от общего числа частных музеев). На второй строчке — этнографические музеи (24%), за которыми следуют так называемые «развлекательные» музеи (23%). К ним можно отнести Музей эмоций, Музей иллюзий, Музей неПравды и др.

По мнению ряда экспертов, далеко не все такие площадки корректно называть музеями. «Если некий коллекционер собрал коллекцию предметов (замки, ключи, самовары и пр.), это интересная материальная фактура, но не музей. Поэтому такие «музеи», как музей шоколада, чая, восковых фигур, рептилий — это не более чем аттракционы и туристические игры», — считает историк искусства Дмитрий Пиликин.

Скрытый потенциал

Впрочем, многие наблюдатели считают именно туриндустрию наиболее перспективным рынком для частных музеев в Петербурге. Последние годы туристическая отрасль в городе переживает бурный рост. По данным комитета по туризму, число гостей в Северной столице в 2019 году выросло на 26,8%, до 10,4 млн человек, а губернатор Петербурга Александр Беглов заявил о стратегической цели увеличить туристический поток в город вдвое, до 16 млн человек. Основания для продолжения роста есть, уверены участники туристического рынка — этому способствуют введение режима «открытого неба» в Пулково и появление электронных виз.

Однако масштабный приток новых гостей обострит существующую проблему чрезмерного спроса на самые известные достопримечательности города. По данным сайта TripAdvisor, в списке лучших достопримечательностей Петербурга насчитывается свыше 2,1 тыс. объектов. Однако основной поток распределяется между 10-15 объектами. Разрыв между самым популярным объектом — Эрмитажем — и прочими знаковыми местами города катастрофический: если на музей свои отзывы оставили 26,2 тыс. пользователей, то, например, Казанский собор не набрал и 5 тыс. Остальные объекты набирают на порядок меньше отзывов, а значит и гостей.

Такая ситуация, по мнению ряда экспертов, создает острую потребность в создании новых точек притяжения, способных стать альтернативой классическому списку знаковых мест. Список музеев первого посещения можно и нужно расширять, убеждена Ирина Начарова, начальник отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село». «В качестве меры поддержки власти города могли бы продвигать другие музеи, которые оказались в тени «титанов» — Эрмитажа, Петергофа, Царского Села», — перечисляет она.

Разные интересы

Однако опрошенные РБК Петербург специалисты сомневаются в том, что частные музеи и галереи когда-либо войдут в список must see для туристов. «Культура — это товар, на котором сложно заработать. Если институция нацелена выжимать деньги из массового потребителя, то она автоматически переходит в чисто развлекательную поп-культуру — на ней зарабатывать можно. Поэтому частные музеи не могут себя окупать и существовать без дотаций. Коммерческим галереям, я думаю, обычные туристы не нужны, только те, кто действительно заинтересован и готов что-то купить», — полагает Дмитирий Пиликин.

Похожей позиции придерживается Елена Коловская. «Если у человека есть определенные интересы, если он едет в какой-либо город и специально ищет там частный музей, то он его посещает. Но это не массовое явление. Например, среднее время пребывания иностранного туриста в Петербурге — три дня. Основные места для посещения — Эрмитаж, Петропавловская крепость, Петергоф. Российский турист приезжает больше чем на три дня, кто-то приезжает с семьями надолго. Но основные точки посещения для российского туриста — те же самые знаковые места. Могут ли частные музеи Петербурга переломить этот стереотип? Едва ли», — считает эксперт.

Тем не менее часть учреждений в этом сегменте, хотя и не считаются высоким искусством среди специалистов, вполне могут претендовать на роль туристических аттракций и стать альтернативой достопримечательностей из первого эшелона, полагают эксперты. В этом смысле сегмент частных музеев четко разделился на две группы — для коммерции и для искусства. Как показал опрос РБК Петербург, эти сегменты живут по разным законам. И лишь в отдельных случаях разные задачи — получение дохода, туристической привлекательности объекта и реализация художественных/научных идей создателей — удается совмещать.

Повтор публикации от 17.02.2020 года

Авторы

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 17 декабря
EUR ЦБ: 93,81 (+0,58)
Инвестиции, 17:46
Курс доллара на 17 декабря
USD ЦБ: 79,43 (-0,02)
Инвестиции, 17:46
Бомбардировщики Ту-22м3 выполнили плановый полет над Черным морем Политика, 18:13
Верховный суд признал незаконным пребывание Долиной в проданной квартире Общество, 18:12
Тренер СКА Ларионов пропустит матч с «Шанхаем» по состоянию здоровья Спорт, 18:00
Как управляющие компании работают в делюкс проектах Недвижимость, 18:00
ФИФА назвала обладателя премии Пушкаша за лучший гол года Спорт, 17:57
Зеленский раскрыл, что обсудят США и Украина после «фидбэка» от России Политика, 17:51
Защита Лурье раскрыла, почему сделка с Долиной не выглядела подозрительно Общество, 17:48
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Зачем компаниям мотивация: анализ российского рынка Тренды, 17:46
Transfermarkt назвал самых дорогих игроков РПЛ по итогам половины сезона Спорт, 17:46
В парламенте Армении исключили планы по вступлению в НАТО Политика, 17:44
Guardian рассказала о первой попытке остановить стрелка на пляже в Сиднее Общество, 17:37
«Удар по Китаю». Глава Carwin Авто, 17:36
Импортозамещение, кибербезопасность и ИИ: опыт «Еврохима» и «К2Тех» Отрасли, 17:35
ЦБ оставил курс доллара на 17 декабря ниже ₽80 Инвестиции, 17:32