Порты Балтики показали разную динамику грузооборота
По итогам 2016 года грузооборот АО «Морской порт Санкт-Петербург» (крупнейший стивидор Большого порта Санкт-Петербург) упал на 8% по сравнению с результатами 2015 года и составил 7,3 млн тонн. Об этом сообщает portnews.ru со ссылкой на пресс-службу стивидорной компании.
При этом, как следует из информации на сайте Ассоциации морских торговых портов (АСОП), грузооборот всего Большого порта Санкт-Петербург снизился на 5,6% — до 48,6 млн тонн. По данным АСОП, падение произошло в основном за счет снижения объемов перевалки нефтепродуктов (на 32,3%).
Негативную динамику, по данным АСОП, показали также порты Высоцк (на 2,2%), Калининград (на 7,8%) и Выборг (11,6%).
Однако в целом объем перевалки через порты Балтийского бассейна увеличился на 2,5%. Рост был, в частности, зафиксирован в сегменте сухогрузов (2,2%) и наливных грузов (2,7%). Увеличение объемов перевалки произошло в порту Усть-Луга (на 6,2%) и Приморск (на 8,1%).
Результаты 2016 года соответствуют общей динамике грузооборота Балтийских портов, которая наблюдалась в течение первых трех кварталов. Как ранее писал РБК Петербург, по итогам 10 месяцев прошлого года грузооборот Большого порта Санкт- сократился до 40,02 млн тонн. Отрицательная динамика, по данным администрации порта, объяснялась снижением объема перевалки нефтепродуктов (на 34%), навалочных грузов (на 16%).
Характерно, что снижение в Большом порту Санкт-Петербург происходило на фоне роста объемов перевалки этих же грузов в порту Усть-Луга.
Впрочем, как считает руководитель аналитического бюро «ДОРН» Андрей Карпов, динамика грузооборота не всегда напрямую свидетельствует об экономической эффективности портов. «У нас сохраняется инерция советской оценки эффективности порта — мы продолжаем ее измерять в миллионах тонн грузооборота. В то время как эффективность порта надо измерять в суммарном финансовом и социальном «выхлопе» для региона и для страны. С учетом всех обстоятельств (дефицитности территории, финансово-социального «выхлопа» и т.д.) эффективность Большого порта Санкт-Петербурга для ВРП города выше, чем порта Усть-Луга для Ленинградской области и ее ВРП», — говорил ранее эксперт в беседе с РБК Петербург.
По словам А. Карпова, самыми выгодными для портовиков являются контейнерные грузы. По этому показателю Большой порт Санкт-Петербурга значительно превосходит своих ближайших конкурентов.
Как следует из отчета МП СПб, обработка контейнерных грузов по итогам 2016 года выросла на 21%. Помимо этого, компания нарастила обработку накатных грузов за счет увеличения объемов паромных перевозок. Так, количество перегруженной автотехники на 9% превысило показатели 2015 года.