Правозащита по-армейски: Гонения на «Мемориал» не сверили с Конституцией
Конституционный суд России отказался рассматривать жалобу общероссийской общественной организации «Мемориал» на федеральный закон «Об общественных объединениях». Такое решение содержится в определении суда, опубликованном на официальном сайте КС. Однако судьи готовы вернуться к этому вопросу позже.
Всея Россия
В своем обращении в КС «Мемориал» оспаривает конституционность положений о территориальной сфере деятельности российских общественных объединений, которые стали камнем преткновения в его споре с Минюстом. Дело в том, что формально «Мемориал» является общероссийской организацией. Но Минюст, проведя в организации в декабре 2012 года проверку, пришел к выводу, что 37 общественных объединений «Мемориала», которые существуют в разных регионах страны, являются самостоятельными юридическими лицами (Воронежский «Мемориал», Псковский «Мемориал» и т.д.), а не ее структурными подразделениям. При этом Устав «Мемориала» не содержит положений о создании и деятельности местных отделений. По мнению суда, это указывает на то, что структурные подразделения у заявителя фактически отсутствуют.
Минюст вынес предупреждение в отношении «Мемориала», которое было безуспешно оспорено им в суде общей юрисдикции. И чиновники, и судьи постановили, что уставные документы структурных подразделений «Мемориала» должны подтвердить, что они действительно являются структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации.
По-армейски
Член правления общества «Мемориал» Ян Рачинский ранее объяснил «Газете.Ru» суть претензий со стороны властей. По его словам, они сводятся к тому, что «Мемориал», с точки зрения ведомства, неправильно устроен. «20 лет назад, когда был зарегистрирован российский «Мемориал», в него входили все те же самые подразделения, что и сейчас, — рассказывает Рачинский. – Может быть, они несколько изменились, но основная масса осталась той же. При регистрации у Минюста никаких претензий к структуре российского «Мемориала» не возникло. Закон в этой части не менялся ни на букву, тем не менее два года назад Минюст заявил, что большинство организаций, входящих в российский «Мемориал», не являются его структурными подразделениями». Например, как утверждает Рачинский, с точки зрения Минюста, воронежский «Мемориал» не является структурным подразделением общероссийского «Мемориала», так как «не называется «Воронежское региональное отделение российской общественной организации «Мемориал».
«Наше движение изначально создавалось как горизонтальное, - цитирует агентство правозащитника. - А позиция Минюста заключается в том, что общественные организации должны быть утроены вертикально, по-армейски. Это не основано на требованиях закона, мы не смогли добиться от министерства ссылки на конкретные нормы закона. Но наши доводы в суде остались без ответа».
Еще один аргумент министерства, по словам правозащитника, заключается в том, что через счет организации не проходят денежные средства, а значит, она не работает. «У российского «Мемориала» как центрального органа нет счета, потому что он выполняет координационные и рекомендательные функции, - говорит Рачинский. - А региональные организации по-разному решают вопрос финансирования: некоторые работают на волонтерских началах, некоторые находят поддержку от фондов, предпринимателей или городских властей».
Но Минюст, посчитав, что «Мемориал» отказывается исполнять судебные решения, в сентябре 2014 года обратился в Верховный суд РФ с исковым заявлением о ликвидации общероссийской организации.
Уже в ноябре Мемориал принял новый устав, а председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов говорил, что организация планирует переформировать городские отделения в подразделения. Поэтому центр попросил отсрочить заседание Верховного суда, что организация успела это сделать. Заседание суда должно было состояться еще 13 ноября, но слушания были отложены более чем на месяц.
Не время
Параллельно «Мемориал» решил обратиться в Конституционный суд. В своем обращении представители организации указывают на абсурдность обвинений в свой адрес (из смысла, придаваемого оспариваемой норме правоприменительной практикой, следует, что входящие в состав общественного объединения организации (самостоятельные юридические лица), добровольно возложившие на себя функции структурных подразделений, не признаются структурными подразделениями данного общественного объединения). В этой связи заявитель просит признать оспариваемую норму не соответствующей Конституции РФ.
Но КС не нашел оснований для принятия жалобы правозащитников к рассмотрению, во всяком случае, пока. «Поскольку рассмотрение дела заявителя Верховным судом РФ не окончено, Конституционный суд РФ не имеет оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению, что не лишает заявителя возможности поставить вопрос о конституционности оспариваемой нормы после завершения разбирательства по указанному делу в соответствующих судебных инстанциях», - отмечается в определении суда.
Российское историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал» было создано в 1989 году для исследования массовых репрессий в СССР и сохранения памяти он них. Организация объединила правозащитников, историков, диссидентов, узников ГУЛАГа. Первым ее председателем стал лауреат Нобелевской премии мира академик Андрей Сахаров. Через два года на ее базе сформировался правозащитный центр «Мемориал». Сегодня «Мемориал» - это международная ассоциация из 62 неправительственных организаций в России, Белоруссии, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии и на Украине, которые занимаются исследовательской работой, правозащитной деятельностью и просветительскими проектами.
После вступления в силу «закона об иностранных агентах» в 2012 году руководство правозащитной организации «Мемориал» (которая входил в общероссийское объединение) было выдано предписание зарегистрироваться в качестве «иностранного агента» (финансируется из-за рубежа и пытается воздействовать на общественное мнение в России). Но правозащитники заявили, что ни отказываться от зарубежной финансовой помощи, ни регистрироваться в качестве иностранного агента не собираются. Кроме того, они подали жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. В это время суды разных инстанций в России признали требование прокуратуры законным - и Минюст внес «Мемориал» в реестр «иностранных агентов».
Ольга Зарубина, Роман Кизыма