Лента новостей
Певца Криса Брауна задержали во Франции по подозрению в изнасиловании 15:08, Общество Финский дизайн: Алвар Аалто и его поиск идеальной формы 14:57, Совместный проект Трое активистов «Артподготовки» получили сроки за подготовку теракта 14:54, Общество Адвокат Кокорина прокомментировала публикацию письма о «стаде баранов» 14:49, Общество НАК уточнил данные о попытки захвата самолета 14:49, Общество Банк Англии выступил против криптовалют 14:47, Крипто 5 советов, которые сделают вас сильнее и помогут противостоять стрессу 14:45, РБК и Philips При посадке в Заполярье произошла авария с бомбардировщиком Ту-22МЗ 14:41, Общество На шахте в Коми произошло обрушение горной породы 14:33, Общество В Москве пассажирка такси избила водителя и угнала его автомобиль 14:24, Общество Летевший в Москву самолет сел в Ханты-Мансийске после попытки угона 14:24, Общество Что было в 2006-м: Toyota RAV4 третьего поколения и первые смартфоны 14:22, Авто Электросамокат и моноколесо: каким будет транспорт будущего 14:21, РБК и «Ингосстрах» СМИ узнали о пропаже самолета с купленным «Кардиффом» у «Нанта» форвардом 14:08, Общество «Интерфакс» узнал о попытке угона летевшего в Москву лайнера в Афганистан 14:08, Общество Сбербанк признан вторым по силе брендом мира 14:02, Бизнес Круги на полях: повторится ли история Bitcoin 14:02, Крипто Мосгорсуд отказался отпустить под залог обвиняемого в шпионаже американца 13:57, Политика Городская хроника: самые полезные опции для автомобиля в мегаполисе 13:52, РБК и Renault Генпрокуратура сочла необоснованным иск о списании долгов за газ в Чечне 13:45, Общество ЦСКА продлил контракт с Федором Чаловым 13:40, Спорт Активисты сообщили о задержаниях в Москве на пикете против передачи Курил 13:25, Политика Путь огурца: как звезда российского финтеха нашла счастье в Италии 13:19, РБК и «Билайн» «Газпром» назвал несправедливостью решение списать долги в Чечне 13:18, Общество Загоревшиеся в Черном море танкеры были в санкционном списке США 13:17, Общество ЕС исключил Кобзона из санкционного списка 13:08, Общество Роналду приговорили к штрафу в €19 млн и условному сроку из-за налогов 13:04, Общество
В одно ведро: почему Смольный не разбирает мусор
Санкт-Петербург и область, 23 янв 2014, 16:37
0
В одно ведро: почему Смольный не разбирает мусор
Эксперимент по раздельному сбору мусора в Петербурге провалился и будет закрыт, сообщил на недавней пресс-конференции заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Николай Борисов. По словам чиновника, раздельный сбор оказался неэффективным, поскольку петербуржцам удобнее собрать мусор всех видов в одно ведро, а «сортировать отходы на фракции эффективнее уже на сортировочных станциях».
Фото: РБК

Эксперимент по раздельному сбору мусора в Петербурге провалился и будет закрыт, сообщил на недавней пресс-конференции заместитель председателя комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Николай Борисов. По словам чиновника, раздельный сбор оказался неэффективным, поскольку петербуржцам удобнее собрать мусор всех видов в одно ведро, а «сортировать отходы на фракции эффективнее уже на сортировочных станциях».

Никто не ожидал

Представители общественных и даже коммерческих организаций, занимающихся сбором бытовых отходов, высказывают недоумение по поводу этого заявления. Во-первых, утверждают они, никакого полноценного эксперимента по раздельному сбору мусора петербургские власти никогда не проводили. Как сообщил эксперт по раздельному сбору отходов Игорь Бабанин, власти лишь два раза закупили желто-синие контейнеры для раздельного сбора - в 2004 году (400 штук) и в 2006 году (около 4 тыс. контейнеров): «Заставили районные Жилищные агентства их установить, сказали транспортным компаниям «возите» и на этом успокоились. Не было никаких внятных планов, ни одного нормативного акта, обязывающего раздельно собирать отходы, ни нормальной разъяснительной работы с населением, ни экономического стимулирования». «Полноценным экспериментом это никак нельзя назвать, - подчеркивают в экологическом движении «РазДельный Сбор». - Более того, нет никаких официальных документов о проведении такого эксперимента властями».

Во-вторых, говорят общественники, обращением с твердыми бытовыми отходами (ТБО) занимается комитет по благоустройству. Комитет по природопользованию отвечает за сбор только опасных отходов и, судя по высказываниям Н.Борисова, он не владеет информацией о положении дел с ТБО.

В Петербурге сейчас осуществляется несколько проектов по раздельному сбору бытовых отходов. В основном они носят характер благотворительных или волонтерских акций локального масштаба, вроде проекта «Собиратор» или «РазДельный Сбор». На сайте «Гринпис России» в разделе «Вторая жизнь вещей» размещена карта всех городских пунктов приема вторсырья и раздельного сбора мусора. Все эти проекты частные и роль государства сводится лишь к согласию на их проведение и предоставлению площадок, если это необходимо. Так, администрация Петроградского района летом прошлого года содействовала реализации частного проекта «ЭкоДом», выделив площадки для установки десяти небольших павильонов с контейнерами для разных отходов - стеклянной тары, пластиковой посуды, макулатуры и цветного металла. Но никакого государственного финансирования этот проект не имеет, как, впрочем, и все остальные.

Недооцененный успех

Тем не менее проект «ЭкоДом» вполне успешен. «Я возлагаю на этот проект большие надежды, - говорит координатор экологического движения «РазДельный сбор» Алексей Егоров, - поскольку дела у него сейчас идут хорошо». Успешны, похоже, и другие проекты раздельного сбора. Например, компания „Кнауф“ установила на севере города и в Красном селе контейнеры для сбора макулатуры. По словам экологов, они пользуются популярностью.

Кстати, положительным назвал журналистам 17 января собственный опыт раздельного сбора с помощью «Экомобилей» и начальник Николая Борисова - председатель комитета по природопользованию Валерий Матвеев. По его словам, в 2013 году был поставлен рекорд по объему сбора опасных отходов от населения - батареек и аккумуляторов. Было собрано 16 тонн - в 3 раза больше, чем в 2012 году. Первая в России партия батареек направлена на пилотную переработку в Челябинск. Кроме того, петербуржцы сдали в «Экомобили» более 80 тысяч люминесцентных ламп и 10 тысяч ртутных приборов, что в 2 раза превысило показатель 2012 года. «Петербуржцы активнее сдают оргтехнику и бытовую технику, компоненты которых содержат небезопасные вещества. В 2013 году Комитет собрал 20 тонн такой техники», - сообщил В.Матвеев.

Мусорное золото

Как показывает опыт компании ООО «Точка сбора» (входит в Национальный тарный союз), проекты раздельного сбора могут быть вполне успешными даже в коммерческом смысле. Компания реализует проект раздельного сбора четырех видов отходов от населения – бумаги, стекла, пластиковой тары и алюминиевых банок. По словам руководителя проекта Петра Бобровского, за год два из трех стационарных пунктов приема отходов вышли на самоокупаемость. Правда, в каждом случае помогли специфические факторы. Пункту, расположенному на территории гипермаркета «Ашан» на Боровой улице, французский ритейлер предоставил площадку бесплатно - в рамках своей экологической программы. К тому же граждане также бесплатно сдают отходы (это было условие «Ашана»).

Пункту на Мальцевском рынке повезло меньше. Платить приходится и за аренду площадки, и гражданам, сдающим отходы. Впрочем, в обоих случаях, по словам П.Бобровского, плата небольшая. Граждане получают около 1 рубля за стеклянную бутылку и за 1 кг макулатуры. За 1 кг алюминиевых банок людям платят 25 руб. Окупаемость этого пункта достигнута за счет большого оборота – помимо граждан, сюда регулярно привозят отходы также около 20 фирм (сдают бесплатно) и волонтеры в ходе своих экологических акций (тоже разумеется бесплатно).

Собранные отходы «Точка сбора» продает предприятиям-переработчикам и тут проблем нет никаких (правда, лишь по небольшому ассортименту вторсырья). Переработчики готовы сами вывозить с накопительных площадок рассортированные и приготовленные к транспортировке отходы, но они не могут сами организовать сбор.

«Те виды отходы, которые мы собираем, составляют до 60% в структур ТБО, так что наш опыт позволяет утверждать, что организовать рентабельный раздельный сбор в масштабах всего города вполне возможно, - утверждает П.Бобровский. - Правда, для надежной работы необходимы все же некоторые изменения в законодательстве».

Легче сжечь, чем разобрать

Общественники предпринимали попытки заинтересовать власти раздельным сбором ТБО. Первый подобный эксперимент городского масштаба был инициирован в 2002 году экологической организацией «Гринпис России» вместе с компанией ОАО «Автопарк № 1 „Спецтранс“», которая закупила и установила первые специализированные контейнеры. Позже эту инициативу поддержал «Спецтранс-6». В 2004 году администрация Петербурга согласилась участвовать в проекте (именно тогда закупила первую партию желто-синих контейнеров), но потом потеряла к нему интерес. Проект заглох, потому что спецтрансы не смогли наладить оперативный вывоз контейнеров специальными машинами (обычные мусоровозы для этого не подходят).

Главным препятствием для организации широкомасштабного раздельного сбора отходов эксперты называют недостаток мотивации у всех участников процесса. Причем, населению она нужна в наименьшей степени. Общественники и бизнесмены опровергают заявление чиновников о неготовности населения к раздельному сбору мусора. «Все больше и больше граждан добровольно сдают отходы. То же и с бизнесом. Нам пришлось даже ввести «лист ожидания» для фирм, желающих бесплатно сдавать нам отходы - говорит П.Бобровский. – Я совершенно уверен, что при грамотной организации вывоза отходов из офисов не менее 30% всех городских фирм будут бесплатно сдавать свои отходы на пункты раздельного сбора».

Многочисленные социологические опросы показывают, что примерно 75% граждан готовы к раздельному сбору. Впрочем, по свидетельству И.Бабанина, в акциях, в которых он участвовал, в раздельные контейнеры складывало отходы лишь около 25% населения. Но эксперты объясняют это не косностью и лицемерием граждан, а плохой организацией всей системы обращения с отходами. Так, плохо налажен вывоз наполняющихся контейнеров — у людей пропадает энтузиазм, когда они видят, что переполненный контейнер не вывозится, или что дворники сваливают содержимое всех раздельных контейнеров в общую кучу. Нет никакой рекламы раздельного сбора.

По мнению экспертов, достаточно ввести минимальную плату – как это сделано в Европе, где граждане получают несколько евроцентов за сдачу пластиковых и стеклянных бутылок в специальные ящики, установленные в каждом крупном магазине. Или как в Швеции, где гражданам, подписывающим обязательство сортировать бытовые отходы, наполовину сокращают плату за вывоз мусора. Можно было бы ввести американскую систему «депозитов»: покупатель напитков в стеклянной таре оставляет некоторую сумму магазину «в залог» и получает ее обратно при сдаче пустой тары. Опыт проекта «Точка сбора» подтверждает эффективность подобных стимуляторов.

Что касается предпринимателей, то их демотивирует нынешняя система тарифов, в частности, низкая плата за сброс отходов на свалки. Помимо этого, негативную роль играет отсутствие ответственности производителей товаров за утилизацию их изделий.

Впрочем, многие общественники называют еще одну важнейшую причину торможения чиновниками введения раздельного сбора ТБО. «К сожалению, интереснее строить супердорогой завод по сжиганию или переработке отходов, потому что в таком проекте отдельные его участники могут получить неплохой откат. Причем, даже и сотрудники компании-инвестора - на поставках оборудования, - выражает общее мнение Петр Бобровский. - Имея такую возможность им не хочется возиться с тонкой настройкой системы раздельного сбора мусора».

Владимир Грязневич

Магазин исследований: аналитика по теме "Переработка мусора"