Петербургский общепит ждет резкого оттока посетителей
В ближайшее время городские власти примут решение о том, в каком формате будут работать заведения общепита в Петербурге в период нерабочих дней с 30 октября по 7 ноября. Как сообщил первый заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Александр Ситов на круглом столе «Деловой России», власти рассматривают два варианта ограничений — локдаун по аналогии с Москвой или введение QR-кодов. Рестораторы не имеют общего мнения, какие ограничения менее сильно ударят по их бизнесу, но отмечают, что полное закрытие даст им шансы договориться об отсрочке платежей с арендодателями и поставщиками.
Локдаун против QR-кодов
Большинство членов правления ассоциации «Рестоград» считают, что полное закрытие — более правильная мера, чем доступ в рестораны по QR-кодам. Как отметил в разговоре с РБК Петербург представитель правления «Рестограда» Максим Жуков, у рестораторов есть два аргумента в сторону локдауна. «Во-первых, полное закрытие приведёт к разрыву цепочек инфицирования, а введение QR-кодов не даёт такой гарантии. Во-вторых, как показал опыт Москвы, у предприятий без летних террас в период введения QR-кодов оборот упал на 90-95%. Сейчас в Петербурге ни у одного заведения нет летней террасы, куда бы допускались посетители без QR-кодов. Поэтому введение QR-кодов в Петербурге равно закрытию», — считает он. По мнению Жукова, полное закрытие даёт бизнесу возможность для переговоров с владельцами помещений и с поставщиками по реструктуризации платежей, увеличению отсрочек и т. д.
Как отмечает игроки отрасли, сейчас в Петербурге недостаточно людей с QR-кодами, которые были бы готовы посещать заведения общепита. По его мнению, введение QR-кодов не стимулирует петербуржцев ставить прививки. Например, в ходе опроса, который недавно проводила «Фонтанка», из 21 тыс. респондентов только 3% ответили, что будут вакцинироваться после объявленных властями мер (28% респондентов уже привились, 61% — не планируют, 6% — уже переболели). «То есть картина особо не изменится, а рестораны будут стоять закрытыми и без денег. Я считаю, что оптимальной мерой борьбы с пандемией было бы обязательное вакцинирование всех других отраслей, включая промышленность, строительство так, как это произошло с общепитом», — сказал РБК Петербург один из участников рынка.
Снижение числа посетителей
Если QR-коды введут, то поток посетителей в рестораны и кафе может сократиться на 50-70%, считает совладелец ресторанов Social Club, Made in China и Schengen, бара Terminal, стрит-фуд баров «Бекицер», кафе «Бабагануш» и др. Павел Штейнлухт. «Надеемся, это не будет так ужасно, как это было в Москве, когда после введения QR-кодов на 90% упал поток посетителей в рестораны», — говорит он.
Впрочем, генеральный управляющий ресторанов Арама Мнацаканова (в столице работает Probka на Цветном бульваре, «Мама тута» и Maritozzo на Патриарших прудах — Ред.), считает, что трафик в петербургские рестораны упадёт так же, как это произошло в Москве. «Из опыта работы наших ресторанов в Москве, могу сказать, что летом, в период действия QR-кодов для входа в ресторан, падение посещаемости составило 90%. Можно предположить, что спад в Петербурге будет сопоставимым», — говорит он.
Отметим, что по данным Смольного, по состоянию на 22 октября в Петербурге полный цикл вакцинации прошли 1,8 млн человек, это чуть больше 30% населения.