Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Петр Ян стал вторым российским чемпионом UFC после Нурмагомедова Спорт, 07:06 СМИ узнали о бежавшем из Китая для разоблачения правды о COVID вирусологе Общество, 06:52 В Иркутске загорелась крыша многоэтажного жилого дома Общество, 06:51 Запуск «Союза» с космодрома Куру перенесли на октябрь Технологии и медиа, 06:24 Муслим Салихов победил дос Сантоса на турнире UFC 251 Спорт, 05:44 Онищенко назвал самую безопасную страну для путешествий во время пандемии Общество, 05:23 В Техасе неизвестный застрелил двух полицейских Общество, 05:06 Россияне Гришин и Богатов проиграли свои дебютные бои в UFC Спорт, 05:01 В Иране уточнили причину крушения украинского Boeing Общество, 04:25 Трамп впервые за пандемию надел маску на публике Общество, 04:15 «Атлетико» в меньшинстве одержал победу над «Бетисом» Спорт, 04:09 Совбез ООН принял резолюцию о продлении трансграничной помощи Сирии Политика, 03:47 Бывшая жена Безоса стала самой богатой женщиной в США Бизнес, 03:19 СМИ сообщили о ДТП с участием сына экс-министра спорта Общество, 01:57
С.-Петербург ,  
0 

Коллапс на дорогах: в Петербурге раскритиковали реформу транспорта

Фото: Сергей Ермохин/Интерпресс
Фото: Сергей Ермохин/Интерпресс

Чиновники Смольного доложили депутатам петербургского парламента о готовности города к проведению транспортной реформы. Однако вчера на заседании комиссии законодательного собрания по промышленности, экономике и предпринимательству большинство вопросов парламентариев остались без ответов. В результате депутаты выразили опасение, что если реформа не будет отсрочена, Петербург ожидает транспортный коллапс.

Пошли по «жесткому» пути

В соответствии с № 220-ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров, перевозчики во всех регионах к лету 2020 года должны перейти на новую схему работы. По словам и.о. директора ГКУ «Организатор перевозок» (подведомственно комитету по транспорту Петербурга) Владимира Шведченко, закон дает возможность выбрать один из трех возможных сценариев реформы.

В первом случае Смольный мог бы оставить действующую маршрутную сеть с 256 социальными маршрутами на регулируемом тарифе и 270 коммерческими маршрутами на нерегулируемом тарифе. Второй сценарий предусматривает полный отказ от регулирования тарифов и переход на коммерческие маршруты. В обоих случаях, как рассчитал ГКУ «Организатор перевозок», стоимость проезда в городском транспорте с учетом НДС поднялась бы до 60 руб. При этом городское правительство было бы вынуждено ежегодно выделять из городского бюджета около 10 млрд руб. для компенсации затрат на перевозку льготных категорий пассажиров.

Поэтому Смольный выбрал третий вариант, который предусматривает только регулируемые тарифы и жесткий контроль за передвижением всего городского транспорта. У коммерческих перевозчиков, однако, будет возможность подписать с городом на конкурсных условиях договоры на осуществление перевозок. При этом, отметил Шведченко, с лета 2020 года по дорогам Петербурга смогут ездить только автобусы не старше 2018 года. «На 364 маршрута [выйдет] 1800 новых больших автобусов и 800 средних автобусов с низким полом. Контракты с перевозчиками устанавливают расписание и интервалы движения, частота движения в пиковое время будет с короткими интервалами. [Автобусы] будут двигаться с жёсткой диспетчеризацией друг за другом, как поезда метрополитена, и на городских улицах больше не будет гонок, которые устраивают маршрутки, чтобы первыми занять остановки и отобрать пассажиров у конкурентов», — пояснил Шведченко преимущества выбранного сценария транспортной реформы.

Цифры вышли из-под контроля

Однако представленный главой ГКУ «Организатор перевозок» план вызвал вызвал у депутатов ряд вопросов. Главные из них касались финансирования покупки новых автобусов и окупаемости затрат на реформу. По словам Владимира Шведченко, на закупку нового транспорта потребуется 20 млрд руб. (эти расходы лягут на перевозчиков) в 2019 году. Для дальнейшего проведения реформы городской бюджет должен будет выделить 4,5 млрд руб. в 2020 году и по 9 млрд руб. в 2021 и 2022 годах. На что конкретно пойдут эти деньги Шведченко пояснить не смог. Тем не менее, по его словам, после перехода на регулируемый тариф городской бюджет будет ежегодно получать дополнительных 5 млрд руб. прибыли.

«Я такого количества цифр без объяснений никогда не видела», — прокомментировала планы ГКУ «Организатор перевозок» депутат городского парламента Ирина Иванова.

«Я такого количества цифр без объяснений никогда не видела».

О неточностях в расчетах ГКУ заявил и заместитель председателя комитета по финансам Смольного Сергей Макеев. «Дополнительные расходы по транспортной реформе — 11,3 млрд руб. Да, они по их [ГКУ «Организатор перевозок»] расчётам покрываются пятью миллиардами рублей [в год] доходов бюджета, но мы не проверяли [этот механизм]. На сегодня нам не предложили реального механизма взимания платы и нам сложно гарантировать, что эти 5 млрд руб. будут поступать в бюджет», — сообщил чиновник.

Реформа потребует дополнительных расходов некоторых комитетов Смольного, полагает Сергей Макеев. В частности, 3,5 млрд руб. потребуется комитету по развитию транспортной инфраструктуры, 700 млн руб. — комитету по благоустройству и порядка миллиарда рублей — комитету по информатизации и связи, чтобы наладить диспетчеризацию перевозок. Как отметил Макеев, на сегодня эти деньги в бюджете города не учтены. Впрочем, как сказал глава комитета по транспорту Александр Головин, соответствующие поправки в бюджет ЗакС сможет принять в ходе осенней корректировки бюджета.

«Знаем, но не скажем»

Один из главных вопросов, который задавали депутаты, — как конкретно будет выглядеть обновленная маршрутная сеть города — остался без ответа. Александр Головин лишь отметил, что схема уже составлена «с учетом пожеланий горожан». Однако представить её чиновники планируют не раньше конца весны — в ходе «информационной кампании по новым маршрутам».

«Комитет по транспорту полтора года занимался этим вопросом. Мы провели полный анализ с сотовыми операторами, натурные исследования, была проверена корреспонденция людей, изучен весь пассажиропоток и на основании этого анализа мы с помощью экспертного сообщества составили [маршрутную] систему. Она профессиональна, не может каждый человек профессионально оценить эту сеть. Каждому из вас если мы эту сеть покажем, то полгода будем разбираться», — пояснил позицию комитета Александр Головин.

Корреспондент РБК Петербург обратился к Владимиру Шведченко с просьбой рассказать о методике расчета пассажиропотока на коммерческом транспорте. «Его измеряли тайно, — ответил глава ГКУ «Организатор перевозок». — Более того было заказано специальное исследование с измерением пассажиропотока на ста маршрутах. Пассажиропоток измеряли натурным методом. Наши люди стояли на остановках, ездили в автобусах».

Сложные условия

Еще одно слабое место реформы, как считает Ирина Иванова, состоит в том, что она создает неравные условия конкуренции на рынке — преимущества получат крупные перевозчики.

Однако и замгендиректора АО «Третий парк», одного из крупнейших частных игроков на петербургском рынке городских пассажироперевозок, Антон Вальшин озвучил «негативные моменты, кроющиеся в условиях контракта, который город планирует заключать с перевозчиками». Как пояснил Вальшин, оплата по контракту будет осуществляться только за рейсы, выполненные по расписанию, из-за чего перевозчики будут недополучать прибыль.

Оплата по контракту будет осуществляться только за рейсы, выполненные по расписанию, из-за чего перевозчики будут недополучать прибыль.

«Рейсы с отклонением по расписанию — опоздание на 6 минут или отправление раннее на две минуты, не будут оплачиваться. Между тем, это [соблюдение расписания] не всегда зависит от перевозчика. На расписание оказывают влияние заторы на дорогах, погодные условия, а также нарушение ПДД другими участниками дорожного движения, в частности парковка в зоне выделенных полос», — говорит Вальшин.

На пути к коллапсу

«Мне кажется, концепция очень сырая. Что надо сделать, чтобы успеть — не знаю. Если, конечно, исполнительная власть примет такое решение [отмену коммерческих маршрутов], то, скорее всего, у нас в какой-то части будет коллапс. Я в этом скорее уверена», — подвела итог обсуждения Ирина Иванова.

Комиссия по итогу заседания единогласно приняла решение направить губернатору Петербурга Александру Беглову письмо, где будут выражены опасения по поводу проводимой городом транспортной реформы.