Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Севастополе заявили о планах разрешить работу кафе и гостиниц в июне Общество, 00:41 СМИ узнали об обсуждении в России ужесточения сделки ОПЕК+ Экономика, 00:26 Один из немногих продавцов eSIM перестал подключать абонентов Технологии и медиа, 00:02 Россияне продолжили забирать валюту из банков четвертый месяц подряд Финансы, 00:02 США обвинили Россию в переброске боевой авиации в Ливию Политика, 00:00 Эстетика 80-х Андрея Ганкина: ретровейв о мощных автомобилях РБК и Porsche, 26 мая, 23:54 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 26 мая Общество, 26 мая, 23:47 Fitch ухудшило прогноз по снижению ВВП России по итогам 2020 года Экономика, 26 мая, 23:41 МИД заявил о беспокойстве из-за биолаборатории США в Грузии Политика, 26 мая, 23:25 Мурашко сообщил о получении регионами средств для выплат медикам за май Общество, 26 мая, 23:12 Экс-глава Чувашии подал иск к Путину о восстановлении в должности Политика, 26 мая, 23:07 Песков рассказал о досаде, надежде и страхе после заражения коронавирусом Общество, 26 мая, 22:55 У кошки в России выявили COVID-19 Общество, 26 мая, 22:15 Путин бросил ручку на стол во время совещания по паводкам и пожарам Общество, 26 мая, 22:09
С.-Петербург ,  
0 

Петербургские креативные кластеры не оправдали надежд инвесторов

Креативное пространство ​«Голицын лофт»
Креативное пространство ​«Голицын лофт» (Фото: Александр Чиженок/Интерпресс)

Креативные пространства в Петербурге одно за другим расстаются с управляющими компаниями. Бизнес арендаторов серьезно пострадал из-за карантина и самоизоляции. Однако проблемы креативных пространств начались задолго до эпидемии, отмечают эксперты РБК Петербург. По их мнению, главная слабость этого формата — сама бизнес-модель, которой придерживается большинство участников рынка.

Серия падений

В марте неожиданно для многих игроков креативной индустрии «Бронка» групп», которой принадлежит «Голицын лофт», разорвала отношения с управляющей компанией BS Art Development Group. В мае таким же сюрпризом для креативной индустрии Петербурга стал разрыв отношений между «Тандем-истейт», которой принадлежит комплекс зданий на Красногвардейской площади, и УК «Артплэй», управлявшей одноименным креативным пространством. Также весной от управления творческим пространством «Порт Севкабель» отошла компания Miles & Yards, которая запускала и развивала проект. Правда, этот шаг был плановым и команда, собранная Miles & Yards, продолжила работу, а куратором остался Алексей Онацко.

Еще один представитель сегмента креативных пространств — арт-пространство «Ткачи» вообще покинуло рынок после продажи здания компании «Империя», владеющей сетью бизнес-центров «Сенатор».

Не по пути

В «Бронке групп» разрыв отношений с партнером объяснили назревшей необходимостью перемен. «За пять лет работы «Голицын Лофта» было сделано много для того, чтобы кластер стал одним из основных креативных пространств города. Однако с течением времени и с учетом действующих ограничений в области использования объектов культурного наследия федерального значения стала очевидной необходимость трансформации прежней концепции развития этой площадки», — комментирует пресс-служба компании «Бронка Групп».

Как подчеркнули в компании, «Бронка Групп» продолжит развивать «Голицын лофт» как креативное пространство и постарается сохранить за ним статус одного из неформальных символов Петербурга. «Со всеми текущими резидентами «Голицын Лофта», которые хотели бы продолжить здесь работу, ведутся переговоры. После обновления концепции мы предложим им качественно новый набор услуг с точки зрения управления кластером, а также создадим комфортные условия для возобновления работы», — сообщили в «Бронке Групп».

Соучредитель управляющей компании BS Art Development Group Александр Басалыгин разрыв с партнерами не комментирует, но говорит, что продолжит заниматься креативными пространствами. По его словам, он нашел два подходящих объекта, соглашения о работе с которыми будут подписаны сразу после снятия режима самоизоляции.

Новую площадку для применения накопленного опыта ищет и УК «Артплэй». Причиной разрыва отношений с собственником стало то, что УК не сошлась с «Тандем-Истейт» в вопросе пересмотра стоимости услуг, а также во взглядах на дальнейшее управление объектом — в том числе в антикризисном режиме, объяснял генеральный директор УК «Артплэй» Сергей Десятов. По его словам, «Тандем-Истейт» предложил изменить действующие условия контрактов, УК на это не пошла — и работа прекратилась по соглашению сторон. В «Тандем-Истейт» РБК Петербург сообщили, что «в связи с кризисом и возникшей паузой мы смогли переосмыслить наши бизнес-процессы и поняли, что наши с управляющей компанией взгляды на проект не всегда совпадают, мы хотим реализовывать его немного в другом виде».

Мало денег

Хотя в своих комментариях собственники помещений, в которых находятся креативные пространства, не говорят о том, что их не устраивают финансовые результаты деятельности партнеров, чаще всего именно это становятся причиной разногласий, считают эксперты. «До нас доходила информация, что собственники объектов не очень довольны именно финансовыми результатами», — рассказывает генеральный директор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.

По его наблюдениям, эта проблема ощущалась еще до начала пандемии. Кризис только усугубил ситуацию, больнее всего ударив именно по творческой, креативной, развлекательной части кластеров, в которой много малобюджетных компаний, не способных платить высокую ставку аренды. «В сытное время такая схема работает, однако, когда окружающая ситуация ухудшается, проблемы резко обостряются», — говорит Пашков.

Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International в Санкт-Петербурге, считает трансформацию креативных кластеров в более «институциональные», а соответственно, в более доходные проекты вполне закономерной. «Многие пространства начинают работу в депрессивных местах, в помещениях низкого качества. Их собственники не готовы серьезно инвестировать в проект; однако по мере раскрутки улучшается имидж площадки, повышается ее привлекательность для корпораций и сетевых ретейлеров, готовых подписывать долгосрочные договоры и порой платить более высокие ставки», — поясняет Косарев.

Эволюция формата

Эпидемия отбросит рынок креативных пространств на несколько лет назад из-за слабости этого формата в России, уверен Николай Пашков. «В классическом варианте креативная индустрия связана с производством продукта или услуги. У нас же очень большой крен в развлекательно-досуговую сторону: заведения общепита, бары, мероприятия, на которых начинают экономить в первую очередь», — поясняет эксперт. С ним соглашаются и участники рынка. «Посмотрим правде в глаза: креативным пространством у нас называют все, что угодно. Но тот же Artplay был больше похож на мебельный магазин, а «Ткачи» давно были заурядным бизнес-центром. Создать реальную точку притяжения сложно, так что от смены концепции такие объекты как минимум ничего не теряют», — говорит на условиях анонимности управляющий одного из креативных пространств Петербурга.

Впрочем, говорить об окончательной гибели этого бизнеса пока рано, убежден Андрей Косарев. «Просто креативные пространства будут появляться на новых площадках и проходить путь инициации, развития, становления и дальнейшей трансформации — благо депрессивных территорий и полузаброшенных зданий в Петербурге для этого предостаточно», — ожидает эксперт.

Александр Басалыгин также сохраняет оптимизм. «Петербургский рынок удручает — однозначно будет еще хуже через 4-5 месяцев, когда люди устанут держаться, — соглашается он. — Но одновременно появится свободная недвижимость, на которой нужно будет как-то зарабатывать, а значит должны расцвести лофты, арт-пространства. Да, их экономика изменится, доходность станет ниже, но она сохранится».

Справка

По данным Colliers International, в Петербурге более 50 креативных кластеров и выставочных пространств совокупной площадью около 180 тыс. кв. м. Порядка 70% из них расположены в Центральном, Адмиралтейском и Василеостровском районах.