Лента новостей
В Турции пять человек погибли при стрельбе в офисе муфтия 01:46, Общество В Мексике обнаружили около 50 тонн синтетических наркотиков 01:26, Общество Климкин заявил о «грустной улыбке» от объяснений Австрии о визите Путина 00:51, Политика Moody's и S&P понизили рейтинг Турции из-за обвала национальной валюты 00:25, Экономика Fitch отметило устойчивость российской экономики к санкциям США 00:04, Экономика Московские власти отказались согласовать «Велоночь» в центре 17 авг, 23:59, Общество Почти 60% американцев сочли отношение Трампа к России слишком дружелюбным 17 авг, 23:54, Политика NBC узнал об интересе Трампа к замене солдат в Афганистане на бойцов ЧВК 17 авг, 23:28, Политика Бывший президент Уругвая отказался от сенатской пенсии 17 авг, 23:25, Общество В Сургуте разлилась нефть на площади 8,6 тыс. кв. м 17 авг, 23:06, Общество Захарова шуткой отреагировала на решение Госдепа урезать помощь Сирии 17 авг, 22:52, Политика Судья по делу Манафорта сообщил о поступающих ему угрозах 17 авг, 22:44, Политика Партнер Дерипаски продал долю в «Ингосстрахе» 17 авг, 22:34, Финансы На Украине запретили несколько десятков видов российских лекарств 17 авг, 22:27, Общество Кубанский казачий хор побывает в Австрии одновременно с Путиным 17 авг, 22:21, Общество «Реал» пожаловался на «Интер» в ФИФА за переговоры с Модричем 17 авг, 22:13, Спорт РФС попросил УЕФА прояснить детали нападения на российских журналистов 17 авг, 21:41, Общество В Италии закрыли еще один созданный инженером Моранди мост 17 авг, 21:34, Общество Суд не стал рассматривать жалобу выбежавших на поле участников Pussy Riot 17 авг, 21:24, Общество Компания Маска попросила Трампа отменить тарифы на поставки из КНР 17 авг, 21:12, Бизнес В разбившемся в Эквадоре автобусе нашли более 600 кг наркотиков 17 авг, 21:00, Общество Алена Владимирская — об офисном общении, small talk и личном пространстве 17 авг, 20:58, Партнерский материал Месси не получил вызов в сборную Аргентины на ближайшие матчи 17 авг, 20:51, Спорт Как Минфин предлагает компаниям из «списка Белоусова» поделиться доходами 17 авг, 20:49, Бизнес В коалиции США рассказали о подготовке к финальной стадии борьбы с ИГ 17 авг, 20:42, Политика Частный вертолет совершил жесткую посадку в Рязанской области 17 авг, 20:14, Общество Минстрой назвал стоимость завершения проектов Urban Group 17 авг, 20:14, Бизнес Глава МИД Австрии во время своей свадьбы проведет переговоры с Путиным 17 авг, 20:10, Политика
Тупиковый порт: как Петербургу освободить дельту Невы
Санкт-Петербург и область, 22 мая, 15:47
0
Тупиковый порт: как Петербургу освободить дельту Невы
Фото: Александр Чиженок/Интерпресс

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил о намерении перевести Большой морской порт Петербурга в Бронку. Детальную проработку проекта планируется выполнить при подготовке нового генерального плана Санкт-Петербурга. Основанием для такого решения, по словам губернатора, является то, что «порт в его нынешних границах реально поджимает жилые кварталы, и он теряет перспективы развития, а городская инфраструктура получает ненужную нагрузку от работы порта».

Однако, по мнению члена правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, слова губернатора не вполне соотносятся с последними шагами Смольного, направленными на расширение мощностей петербургского порта. Эксперт поделился с РБК Петербург своим мнением о том, можно ли освободить дельту Невы от промышленности и чего это будет стоить городу:

«Само по себе расположение порта в городе — не анахронизм. Крупнейшие европейские порты расположены в Гамбурге, Киле, Антверпене и никаких особых проблем своим городам они не создают. С другой стороны, развиваться нашему порту действительно некуда — места для новых терминалов уже нет. Нет места и для расширения железнодорожной инфраструктуры на станциях «Автово» и «Новый порт», что уже начинает тормозить прием контейнерных поездов. Так что идея перенести порт в принципе разумная. Правда, лишь в отдаленной перспективе 20 — 30 лет. Потому что сейчас на такой перенос нет ни денег, ни острой экономической необходимости, ни градостроительной целесообразности.

Затраты нужны большие

Контейнерные мощности в наших портах сейчас избыточные (простаивает около 45% мощностей), поскольку объем перевозок еще не восстановился после кризиса. В частности, даже первая очередь в «Бронке» загружена примерно на четверть, при этом компания «Феникс» собирается строить вторую. Но владельцы контейнерных терминалов в Петербурге, Global Ports и UCL Holding, ни за что не согласятся арендовать свободные мощности у своего прямого конкурента. Они захотят построить собственные терминалы, как и владельцы других терминалов в петербургском порту.

Для этого нужны свободные земельные участки в Бронке и миллиардные инвестиции как самих компаний, так и РЖД для серьезного расширения железнодорожного узла. Кроме того, город должен договориться с владельцами земельных участков, включая Минобороны, и выкупить необходимые земли. Или намывать территории под терминалы вдоль восточного края дамбы, что мне представляется более правильным решением. Помимо этого, потребуются серьезные деньги от федерального центра — на строительство причальных стенок и подходных каналов к новым терминалам, поскольку по закону эти объекты должны принадлежать федеральному правительству.

Смысла не видно

На все это нужно несколько десятков, а то и сотен миллиардов бюджетных средств, а федералы вряд на это согласятся. И не только в силу нынешнего дефицита бюджета, а еще и потому, что никакой серьезной отдачи федеральный бюджет от этого проекта в ближайшие годы получить не сможет. Общего количества мощностей в наших балтийских портах сейчас вполне достаточно для обработки грузов (дефицит есть только для перевалки зерна и угля, спрос на которые в мире вырос ввиду девальвации рубля), так что если у грузовладельцев возникают какие-то проблемы с петербургским портом, они спокойно уходят в Бронку или в Усть-Лугу.

В такой ситуации перенос петербургского порта может увеличить грузооборот максимум процентов на 10, да и то лишь в перспективе 5 — 10 лет, которые потребуются для строительства новых терминалов. Сильно увеличить грузооборот не удастся, пока петербургский порт остается тупиковым, а не транзитным, в отличии от тех же Гамбурга, Роттердама и Антверпена, чьи обороты нам достичь не удастся никогда.

При такой перспективе перенос порта почти ничего не принесет федералам, а их инвестиционные миллиарды (в инфраструктуру Бронки) будут надолго заморожены. Вряд ли они в ближайшие годы на это согласятся. Отсутствие серьезного дефицита терминальных мощностей является антистимулом и для владельцев терминалов к вкладыванию миллиардов в новое строительство в Бронке.

Город не выиграет

Не вижу особой пользы и для города. Я не разделяю мнение губернатора, что порт «реально поджимает жилые кварталы». Никаких особых жилых кварталов вблизи порта нет (кроме десятка жилых домов на Двинской улице) и вряд ли они планируются. Для девелоперов территория порта не привлекательна — она сильно загрязнена, как любая промзона (причем, не только суша, но и акватория, где стоят полузатопленные ржавые суда), и ее рекультивация будет стоить огромных денег. Вряд ли их привлечет вид на остров Белый со станциями аэрации и заводы в прибрежной промзоне.

И это при том, что буквально рядом, на намыве Морского фасада, пустует почти две трети прекрасной территории с видом на Лахта-центр и что-то не заметно, чтобы выстроилась очередь из желающих ее застраивать. В Петербурге вообще достаточно много свободных участков под застройку, не требующих больших вложений в подготовку территории, сравнимых с затратами на рекультивацию территорий порта. Губернатор хочет построить на месте порта деловой центр, но где он возьмет сотни миллионов, если не миллиарды, на рекультивацию?

С архитектурно-градостроительной точки зрения освобождение дельты Невы от промышленности дело, может, и неплохое. Но тогда надо убирать отсюда и другие промышленные объекты (на Лифляндской улице и др.), в первую очередь, «Адмиралтейские верфи» и «Балтийский завод», а об этом речь по-моему пока не идет. Проект переноса «Адмиралтейских верфей» в Кронштадт, похоже, заглох, а без этого продлить Английскую набережную до Финского залива не удастся.

Нужна последовательность

Если мы хотим освободить дельту Невы от промышленности, то надо начинать не с выноса порта, а с передислокации заводов, что очень хлопотно, долго и дорого. И готовить земли с инфраструктурой в Бронке, что тоже не просто. Что же касается проблем порта, то сейчас разумнее, на мой взгляд, заняться строительством зернового и угольного терминалов и как раз не в городе, а в Бронке. Затраты на это нужны гораздо меньшие, а эффект они дадут гораздо быстрее.

И потом — губернатор говорит о переносе в Бронку 1-го и 2-го грузовых районов порта к 2025 году, а месяц назад Смольный подписал инвестиционное соглашение с расположенным во втором грузовом районе Петролеспортом о его расширении (строительстве нескольких причалов и складов). Как это понимать — порт все-таки выносят, или инвестируют в его расширение, предоставляя к тому же еще и бюджетные льготы Петролеспорту, которому присвоили статус стратегического инвестора?».


Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.