Лента новостей
Медведев заявил о просьбе «Роскосмоса» дать денег на достройку Восточного 14:17, Общество Место жительства и пребывания: тонкости регистрации в России 14:17, Недвижимость На Кудыкиной горе: тематический парк русских сказок для всей семьи 13:57, РБК и Mitsubishi Outlander Минстрой выступил против введения социальной нормы энергопотребления 13:56, Общество Медведев посоветовал «Роскосмосу» «меньше рассуждать и больше делать» 13:56, Общество В Житомирской области вандалы разгромили часовню УПЦ 13:55, Общество Новак Джокович в 34-й раз вышел в полуфинал турнира «Большого шлема» 13:45, Спорт Мосгорсуд признал законным заочный арест Браудера 13:41, Общество Военным атташе в Москве показали не устроившую Белый дом ракету 9М729 13:38, Политика Как запустить ресторан с нуля в разгар санкций 13:36, РБК и Samsung СК сообщил о признательных показаниях экс-директора музея во Владимире 13:15, Общество Роспотребнадзор отверг связь обострения болезней с реагентами на дорогах 13:14, Общество Энди Уорхол и поп-арт: как найти вдохновение на дне консервной банки 13:12, Совместный проект СМИ анонсировали рекордный трансфер футболиста «Аякса» в «Барселону» 13:10, Спорт Глава Ингушетии предложил внедрить практику внезапных проверок ТЦ 13:09, Общество Виноват Bitcoin: разработчики крупного блокчейн-проекта лишились работы 13:03, Крипто РАН назвала ошибкой присвоение звания патриарху и извинилась 13:01, Общество Роскомнадзор разблокировал более 130 тыс. сетевых адресов Microsoft 13:00, Технологии и медиа Как мегаполисы борются с пробками с помощью больших данных 12:52, РБК и «Ингосстрах» Bloomberg объявил о смене лидера в рейтинге богатейших британцев 12:51, Экономика Суд признал долги компании группы «Сумма» на 8,5 млрд руб. перед ВТБ 12:48, Общество В Магнитогорске задержали торгующую наркотиками через интернет банду 12:41, Общество Рябков назвал решение США выйти из ДРСМД окончательным 12:37, Политика Акции IBM подорожали на 7%: как компания выбралась из убытков 12:35, Quote Стабильности не существует: как создать сеть бургерных в Санкт-Петербурге 12:26, РБК и «Билайн» Бизнес Врио главы Петербурга ушел с заседания заксобрания после критики депутата 12:24, Политика Средний размер ипотечного кредита в России в 2018 году вырос на 17,5% 12:23, Финансы «Дочка» «Газпрома» назвала общий долг россиян за газ 12:20, Общество
Тупиковый порт: как Петербургу освободить дельту Невы
Санкт-Петербург и область, 22 мая 2018, 15:47
0
Тупиковый порт: как Петербургу освободить дельту Невы
Фото: Александр Чиженок/Интерпресс

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил о намерении перевести Большой морской порт Петербурга в Бронку. Детальную проработку проекта планируется выполнить при подготовке нового генерального плана Санкт-Петербурга. Основанием для такого решения, по словам губернатора, является то, что «порт в его нынешних границах реально поджимает жилые кварталы, и он теряет перспективы развития, а городская инфраструктура получает ненужную нагрузку от работы порта».

Однако, по мнению члена правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, слова губернатора не вполне соотносятся с последними шагами Смольного, направленными на расширение мощностей петербургского порта. Эксперт поделился с РБК Петербург своим мнением о том, можно ли освободить дельту Невы от промышленности и чего это будет стоить городу:

«Само по себе расположение порта в городе — не анахронизм. Крупнейшие европейские порты расположены в Гамбурге, Киле, Антверпене и никаких особых проблем своим городам они не создают. С другой стороны, развиваться нашему порту действительно некуда — места для новых терминалов уже нет. Нет места и для расширения железнодорожной инфраструктуры на станциях «Автово» и «Новый порт», что уже начинает тормозить прием контейнерных поездов. Так что идея перенести порт в принципе разумная. Правда, лишь в отдаленной перспективе 20 — 30 лет. Потому что сейчас на такой перенос нет ни денег, ни острой экономической необходимости, ни градостроительной целесообразности.

Затраты нужны большие

Контейнерные мощности в наших портах сейчас избыточные (простаивает около 45% мощностей), поскольку объем перевозок еще не восстановился после кризиса. В частности, даже первая очередь в «Бронке» загружена примерно на четверть, при этом компания «Феникс» собирается строить вторую. Но владельцы контейнерных терминалов в Петербурге, Global Ports и UCL Holding, ни за что не согласятся арендовать свободные мощности у своего прямого конкурента. Они захотят построить собственные терминалы, как и владельцы других терминалов в петербургском порту.

Для этого нужны свободные земельные участки в Бронке и миллиардные инвестиции как самих компаний, так и РЖД для серьезного расширения железнодорожного узла. Кроме того, город должен договориться с владельцами земельных участков, включая Минобороны, и выкупить необходимые земли. Или намывать территории под терминалы вдоль восточного края дамбы, что мне представляется более правильным решением. Помимо этого, потребуются серьезные деньги от федерального центра — на строительство причальных стенок и подходных каналов к новым терминалам, поскольку по закону эти объекты должны принадлежать федеральному правительству.

Смысла не видно

На все это нужно несколько десятков, а то и сотен миллиардов бюджетных средств, а федералы вряд на это согласятся. И не только в силу нынешнего дефицита бюджета, а еще и потому, что никакой серьезной отдачи федеральный бюджет от этого проекта в ближайшие годы получить не сможет. Общего количества мощностей в наших балтийских портах сейчас вполне достаточно для обработки грузов (дефицит есть только для перевалки зерна и угля, спрос на которые в мире вырос ввиду девальвации рубля), так что если у грузовладельцев возникают какие-то проблемы с петербургским портом, они спокойно уходят в Бронку или в Усть-Лугу.

В такой ситуации перенос петербургского порта может увеличить грузооборот максимум процентов на 10, да и то лишь в перспективе 5 — 10 лет, которые потребуются для строительства новых терминалов. Сильно увеличить грузооборот не удастся, пока петербургский порт остается тупиковым, а не транзитным, в отличии от тех же Гамбурга, Роттердама и Антверпена, чьи обороты нам достичь не удастся никогда.

При такой перспективе перенос порта почти ничего не принесет федералам, а их инвестиционные миллиарды (в инфраструктуру Бронки) будут надолго заморожены. Вряд ли они в ближайшие годы на это согласятся. Отсутствие серьезного дефицита терминальных мощностей является антистимулом и для владельцев терминалов к вкладыванию миллиардов в новое строительство в Бронке.

Город не выиграет

Не вижу особой пользы и для города. Я не разделяю мнение губернатора, что порт «реально поджимает жилые кварталы». Никаких особых жилых кварталов вблизи порта нет (кроме десятка жилых домов на Двинской улице) и вряд ли они планируются. Для девелоперов территория порта не привлекательна — она сильно загрязнена, как любая промзона (причем, не только суша, но и акватория, где стоят полузатопленные ржавые суда), и ее рекультивация будет стоить огромных денег. Вряд ли их привлечет вид на остров Белый со станциями аэрации и заводы в прибрежной промзоне.

И это при том, что буквально рядом, на намыве Морского фасада, пустует почти две трети прекрасной территории с видом на Лахта-центр и что-то не заметно, чтобы выстроилась очередь из желающих ее застраивать. В Петербурге вообще достаточно много свободных участков под застройку, не требующих больших вложений в подготовку территории, сравнимых с затратами на рекультивацию территорий порта. Губернатор хочет построить на месте порта деловой центр, но где он возьмет сотни миллионов, если не миллиарды, на рекультивацию?

С архитектурно-градостроительной точки зрения освобождение дельты Невы от промышленности дело, может, и неплохое. Но тогда надо убирать отсюда и другие промышленные объекты (на Лифляндской улице и др.), в первую очередь, «Адмиралтейские верфи» и «Балтийский завод», а об этом речь по-моему пока не идет. Проект переноса «Адмиралтейских верфей» в Кронштадт, похоже, заглох, а без этого продлить Английскую набережную до Финского залива не удастся.

Нужна последовательность

Если мы хотим освободить дельту Невы от промышленности, то надо начинать не с выноса порта, а с передислокации заводов, что очень хлопотно, долго и дорого. И готовить земли с инфраструктурой в Бронке, что тоже не просто. Что же касается проблем порта, то сейчас разумнее, на мой взгляд, заняться строительством зернового и угольного терминалов и как раз не в городе, а в Бронке. Затраты на это нужны гораздо меньшие, а эффект они дадут гораздо быстрее.

И потом — губернатор говорит о переносе в Бронку 1-го и 2-го грузовых районов порта к 2025 году, а месяц назад Смольный подписал инвестиционное соглашение с расположенным во втором грузовом районе Петролеспортом о его расширении (строительстве нескольких причалов и складов). Как это понимать — порт все-таки выносят, или инвестируют в его расширение, предоставляя к тому же еще и бюджетные льготы Петролеспорту, которому присвоили статус стратегического инвестора?».


Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.