Лента новостей
ОБСЕ заявила о «самой напряженной» ситуации в Донбассе с начала года 03:39, Политика Двое пострадавших при стрельбе в Мальме умерли в больнице 03:24, Общество Сенат одобрил запрет на продажу Турции F-35 из-за закупок С-400 02:54, Политика Сделайте ваш прогноз на исход матчей ЧМ-2018 02:33, Спецпроект РБК Спорт Захарова заявила об обмане Запада с использованием «колючей проволоки» 02:32, Политика США и Южная Корея объявили о приостановке совместных военных учений 01:29, Политика В США застрелили рэпера XXXTentacion 01:22, Общество Глобальный сбой произошел в работе YouTube 00:38, Технологии и медиа Рука Бога, лучшая сборная СССР и осьминог: курьезы ЧМ по футболу 00:32, Спецпроект РБК Спорт Росавиация рассказала детали инцидента с самолетом саудовской сборной 00:29, Общество Англичане пожаловались на мешавшую им во время матча с Тунисом мошкару 00:14, Спорт В саудовской сборной опровергли пожар на самолете с игроками команды 00:08, Общество Россияне обогнали индийцев и бразильцев по тратам в мобильных приложениях 00:03, Технологии и медиа В правительстве Крыма прокомментировали продление санкций ЕС 00:02, Политика «Россия» назвала причину инцидента на самолете саудовской сборной 18 июн, 23:44, Общество ФИФА начала расследование выкриков мексиканских фанатов на матче ЧМ 18 июн, 23:42, Общество СМИ опубликовали видео горящего двигателя самолета саудовской сборной 18 июн, 23:08, Общество Число пострадавших при стрельбе в Мальме возросло до пяти человек 18 июн, 23:07, Общество Англичане в добавленное время вырвали победу у сборной Туниса 18 июн, 23:06, Спорт Следователи сообщили о найденном в Москве теле гражданина Грузии 18 июн, 23:05, Общество Индустрия 4.0: как России не пропустить технологическую революцию 18 июн, 22:54, Партнерский материал Сборная Саудовской Аравии приземлилась в Ростове на неисправном самолете 18 июн, 22:44, Общество Москва упрекнула Лондон за «нулевой интерес» к расследованию дел россиян 18 июн, 22:28, Политика Матч-открытие ЧМ-2018 стал самым рейтинговым событием года 18 июн, 22:25, Технологии и медиа Кобзон прокомментировал сообщение о своей госпитализации 18 июн, 22:14, Общество В городе на юге Швеции произошла стрельба 18 июн, 22:09, Общество Минпромторг назвал невыгодными пошлины на все зарубежные интернет-покупки 18 июн, 22:04, Бизнес Клубника круглый год: как выделиться на российском аграрном рынке 18 июн, 21:50, РБК и Сбербанк
Тупиковый порт: как Петербургу освободить дельту Невы
Санкт-Петербург и область, 22 мая, 15:47
0
Тупиковый порт: как Петербургу освободить дельту Невы
Фото: Александр Чиженок/Интерпресс

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко объявил о намерении перевести Большой морской порт Петербурга в Бронку. Детальную проработку проекта планируется выполнить при подготовке нового генерального плана Санкт-Петербурга. Основанием для такого решения, по словам губернатора, является то, что «порт в его нынешних границах реально поджимает жилые кварталы, и он теряет перспективы развития, а городская инфраструктура получает ненужную нагрузку от работы порта».

Однако, по мнению члена правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, слова губернатора не вполне соотносятся с последними шагами Смольного, направленными на расширение мощностей петербургского порта. Эксперт поделился с РБК Петербург своим мнением о том, можно ли освободить дельту Невы от промышленности и чего это будет стоить городу:

«Само по себе расположение порта в городе — не анахронизм. Крупнейшие европейские порты расположены в Гамбурге, Киле, Антверпене и никаких особых проблем своим городам они не создают. С другой стороны, развиваться нашему порту действительно некуда — места для новых терминалов уже нет. Нет места и для расширения железнодорожной инфраструктуры на станциях «Автово» и «Новый порт», что уже начинает тормозить прием контейнерных поездов. Так что идея перенести порт в принципе разумная. Правда, лишь в отдаленной перспективе 20 — 30 лет. Потому что сейчас на такой перенос нет ни денег, ни острой экономической необходимости, ни градостроительной целесообразности.

Затраты нужны большие

Контейнерные мощности в наших портах сейчас избыточные (простаивает около 45% мощностей), поскольку объем перевозок еще не восстановился после кризиса. В частности, даже первая очередь в «Бронке» загружена примерно на четверть, при этом компания «Феникс» собирается строить вторую. Но владельцы контейнерных терминалов в Петербурге, Global Ports и UCL Holding, ни за что не согласятся арендовать свободные мощности у своего прямого конкурента. Они захотят построить собственные терминалы, как и владельцы других терминалов в петербургском порту.

Для этого нужны свободные земельные участки в Бронке и миллиардные инвестиции как самих компаний, так и РЖД для серьезного расширения железнодорожного узла. Кроме того, город должен договориться с владельцами земельных участков, включая Минобороны, и выкупить необходимые земли. Или намывать территории под терминалы вдоль восточного края дамбы, что мне представляется более правильным решением. Помимо этого, потребуются серьезные деньги от федерального центра — на строительство причальных стенок и подходных каналов к новым терминалам, поскольку по закону эти объекты должны принадлежать федеральному правительству.

Смысла не видно

На все это нужно несколько десятков, а то и сотен миллиардов бюджетных средств, а федералы вряд на это согласятся. И не только в силу нынешнего дефицита бюджета, а еще и потому, что никакой серьезной отдачи федеральный бюджет от этого проекта в ближайшие годы получить не сможет. Общего количества мощностей в наших балтийских портах сейчас вполне достаточно для обработки грузов (дефицит есть только для перевалки зерна и угля, спрос на которые в мире вырос ввиду девальвации рубля), так что если у грузовладельцев возникают какие-то проблемы с петербургским портом, они спокойно уходят в Бронку или в Усть-Лугу.

В такой ситуации перенос петербургского порта может увеличить грузооборот максимум процентов на 10, да и то лишь в перспективе 5 — 10 лет, которые потребуются для строительства новых терминалов. Сильно увеличить грузооборот не удастся, пока петербургский порт остается тупиковым, а не транзитным, в отличии от тех же Гамбурга, Роттердама и Антверпена, чьи обороты нам достичь не удастся никогда.

При такой перспективе перенос порта почти ничего не принесет федералам, а их инвестиционные миллиарды (в инфраструктуру Бронки) будут надолго заморожены. Вряд ли они в ближайшие годы на это согласятся. Отсутствие серьезного дефицита терминальных мощностей является антистимулом и для владельцев терминалов к вкладыванию миллиардов в новое строительство в Бронке.

Город не выиграет

Не вижу особой пользы и для города. Я не разделяю мнение губернатора, что порт «реально поджимает жилые кварталы». Никаких особых жилых кварталов вблизи порта нет (кроме десятка жилых домов на Двинской улице) и вряд ли они планируются. Для девелоперов территория порта не привлекательна — она сильно загрязнена, как любая промзона (причем, не только суша, но и акватория, где стоят полузатопленные ржавые суда), и ее рекультивация будет стоить огромных денег. Вряд ли их привлечет вид на остров Белый со станциями аэрации и заводы в прибрежной промзоне.

И это при том, что буквально рядом, на намыве Морского фасада, пустует почти две трети прекрасной территории с видом на Лахта-центр и что-то не заметно, чтобы выстроилась очередь из желающих ее застраивать. В Петербурге вообще достаточно много свободных участков под застройку, не требующих больших вложений в подготовку территории, сравнимых с затратами на рекультивацию территорий порта. Губернатор хочет построить на месте порта деловой центр, но где он возьмет сотни миллионов, если не миллиарды, на рекультивацию?

С архитектурно-градостроительной точки зрения освобождение дельты Невы от промышленности дело, может, и неплохое. Но тогда надо убирать отсюда и другие промышленные объекты (на Лифляндской улице и др.), в первую очередь, «Адмиралтейские верфи» и «Балтийский завод», а об этом речь по-моему пока не идет. Проект переноса «Адмиралтейских верфей» в Кронштадт, похоже, заглох, а без этого продлить Английскую набережную до Финского залива не удастся.

Нужна последовательность

Если мы хотим освободить дельту Невы от промышленности, то надо начинать не с выноса порта, а с передислокации заводов, что очень хлопотно, долго и дорого. И готовить земли с инфраструктурой в Бронке, что тоже не просто. Что же касается проблем порта, то сейчас разумнее, на мой взгляд, заняться строительством зернового и угольного терминалов и как раз не в городе, а в Бронке. Затраты на это нужны гораздо меньшие, а эффект они дадут гораздо быстрее.

И потом — губернатор говорит о переносе в Бронку 1-го и 2-го грузовых районов порта к 2025 году, а месяц назад Смольный подписал инвестиционное соглашение с расположенным во втором грузовом районе Петролеспортом о его расширении (строительстве нескольких причалов и складов). Как это понимать — порт все-таки выносят, или инвестируют в его расширение, предоставляя к тому же еще и бюджетные льготы Петролеспорту, которому присвоили статус стратегического инвестора?».


Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.