Лев Лурье: «Интересно, как твой папа купил первые джинсы»
История России становится интересной все меньшему числу граждан страны. К такому выводу пришли социологи Левада-центра. Как показал опрос, больше всего упал интерес к Великой Отечественной войне, а 15% респондентов заявили, что отечественная история им вообще безразлична. В то же время выросло число тех, кто интересуется эпохой Леонида Брежнева и развитого социализма. «Интересно же, как твой папа купил свои первые джинсы», — объясняет эту тенденцию петербургский историк Лев Лурье. В разговоре с РБК Петербург Л. Лурье рассказал, от чего и от кого зависит интерес людей к своему прошлому.
Поменьше начальства
— Опрос «Левада-центра» показал общее падение интереса россиян к разным историческим эпохам. Вы видите эту тенденцию в Петербурге?
— Мои наблюдения совершенно другие. Мне кажется, интерес к истории не снизился. Это подтверждается и ростом лекционного и экскурсоводческого рынков, увеличением посещаемости музеев и выставок, а также внутреннего туризма. Появилось несколько исторических интернет-порталов — по 1917 году, знаменитый «Арзамас». Кроме того, у нас есть такой барометр, как книгоиздание. Посмотрите, какие большие отделы исторической литературы в книжных магазинах. Если бы не было аудитории, не было бы и предложения.
— Когда, по-вашему, начал расти интерес к истории? И с чем он связан?
— Я думаю, что рост постепенно начался с 2000-х годов. Произошло это из-за улучшения материального положения. Сейчас в Петербурге есть крупные сетевые сообщества реконструкторов, мощное краеведческое движение, развивается народная история Карельского перешейка и история Зимней войны. В последнее время появляется много материалов по истории блокады Ленинграда.
— Почему сейчас?
— Правды стало больше, и начальство меньше мусолит эту тему. Существуют некие официальные исторические темы, которые оседлала пропаганда. Как и в советское время, пропаганда не вызывает интереса — она просто отвращает.
Средний человек, который узнает о Владимире Красное Солнышко из фильмов, или о Великой Отечественной войне — по каким-то парадным реляциям, естественно теряет интерес к этим темам.
А если начальство занимается предметом меньше, то и интерес к нему выше.
История в лозунгах
— В таком случае падение интереса к Великой Отечественной войне вполне логично.
— Здесь, наверное, падение есть. Великая Отечественная война — это тема, где господствует официальная демагогия, лозунги, а не реальная история. Этого люди не хотят, они этого переели. Там, где появляется государство, резко понижается качество.
— С чем тогда связан интерес к брежневской эпохе? По данным Левада-центра, доля тех, кто этим интересуется, выросла с 11 до 17%.
— Существуют несомненные рифмы между путинским периодом и брежневским периодом. К тому же эта эпоха — юность родителей тех людей, которые сейчас составляют основу читательской аудитории. Интересно же, как твой папа купил свои первые джинсы.
— Если пропаганда вызывает отвращение, то что порождает спрос на историю?
— Интерес поощряют не чиновники, а бизнес и университеты. Условно говоря, я продаю товар — экскурсионные услуги. Я заинтересован в том, чтобы сделать их самыми лучшими и интересными. Тем самым я стимулирую людей интересоваться историей и ходить, в частности, на мои экскурсии.
Есть телефильмы, кинематографисты, писатели. Если это хорошо сделано, оно будет привлекать внимание. Например, я считаю, что творчество Бориса Акунина или пермского писателя Алексея Иванова, который занимается историей Урала, сильно повысило интерес к истории.