«Нанять в Петербурге специалиста за три копейки — уже безнадежная задача»
Смольный обнародовал почти сенсационные сведения, касающиеся занятости и рынка труда. Они дают детальную информацию о численности и социальном профиле работников в Петербурге. Во многом эти данные были получены благодаря применению цифровых технологий, на основе анализа big data. Тем временем сама сфера высоких технологий испытывает острый дефицит кадров. Ее представители часто говорят, что усилия власти несоразмерны масштабу вызовов цифровой экономики. Организуемые чиновниками программы переподготовки кадров не всегда дают нужные, с точки зрения бизнеса, результаты. Впрочем, как считает председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, нередко причиной дефицита становится неэффективная кадровая политика самих работодателей. В интервью РБК Петербург Дмитрий Чернейко рассказал о реальных возможностях устранения кадрового голода и о том, какую роль в решении этой задачи могут сыграть государственные программы и грамотные действия бизнеса в сфере HR.
— Вы недавно обнародовали любопытные данные — что 17% иностранных работников — украинцы, что каждый день в Петербург из Ленобласти приезжает на работу более 440 тысяч человек и что еще примерно 200 тысяч — прибывает на целую неделю из других регионов. Как Вам удалось получить такие данные?
— С помощью больших данных, с помощью анализа информации от мобильных операторов, мы получили более точную информацию о рынке труда. Она оказалась неожиданной и отличной от официальных данных и по маятниковой миграции, и по структуре иностранных работников. Получили мы и данные о распределении рабочих мест по территории города. Картинка оказалась интересная. Я не все цифры пока могу нормальным образом трактовать.
Из того, что можно обсуждать, меня удивило неожиданно большое количество граждан Украины, реально работающих в нашем городе. Оно во много раз больше количества патентов, которые они у нас реально покупают. Удивило и общее количество людей, которые постоянно у нас живут, и количество ежедневных маятниковых мигрантов из Ленинградской области. Впрочем, данные по маятниковой миграции соответствуют нашим прежним оценкам, полученным с помощью математического моделирования, но немного другим способом. Данное исследование их подтверждает, а это значит, наши новые методы верны.
Исходя из этой новой информации нам, по-видимому, надо будет принимать важные решения, включая развитие транспортной системы, системы социального обслуживания и.т.д.
— А еще какие-то цифровые методы ваш Комитет применяет для решения кадровых задач?
— Да, конечно. Мы пытаемся создать цифрового двойника рынка труда вообще и цифрового двойника компетенций для реализации конкретных проектов. Это очень серьезная и сложная задача — создание кадровой проекции любого проекта развития. Надо научиться делать команды из людей с определенными компетенциями под решение любой задачи. Надо оценить какие компетенции будут востребованы, сколько понадобится носителей этих компетенций, откуда их взять, как составить профили кандидатов, как определить, что они знают, а чего не знают, где приобрести недостающие компетенции, сколько времени, денег будет стоить приобретение этих компетенций, в том числе через повышение квалификации. Кандидатов для этого надо протестировать, понять, соответствуют они задаче или нет и что не менее важно — а хотят ли они во всем этом участвовать. После этого из носителей нужных компетенций необходимо сложить команду и в психологическом плане, чтобы они еще между собой нормально общались. В сущности, это — кадровое проектирование для конкретной задачи и для предприятия в целом.
Кое-что у нас уже получается. Хороший пример — формирование инжиниринговой команды для проекта разработки и создания антарктических саней, который выполнял завод им. Комсомольской правды и другие предприятия полимерного и композитного кластеров. Участвовало четыре структуры. Главным был Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано. Также участвовал Технологический институт, ЛЭТИ и конечно команда Алексея Боровкова из Политеха, поскольку они главные специалисты по цифровым двойникам. Была сформирована уникальная образовательная программа по переобучению людей под совершенно новый проект. Еще применили опыт социологической клиники СПбГУ — добавили развитие софт скиллз, научили людей общаться между собой, потому что очень разные были люди. И они сделали этот проект за четыре месяца — чего никто не ожидал в такие короткие сроки.
— Чем Вы объясняете постоянные сетования IT-компаний на нехватку кадров? Это исключительно объективная проблема, обусловленная быстрым развитием этой сферы, или есть какие-то субъективные причины — в системе образования, переподготовки, в самих компаниях?
— Когда IT-компании в Санкт-Петербурге говорят про дефицит, конечно же, это не совсем правда. Дефицит пока хорошо покрывается ценой. Заплатите больше и вы возьмете специалиста в любой точке земного шара. В сфере IT ему зачастую даже не надо приезжать в офис компании. Человек может лежать под пальмой на Бали и при этом выполнять заказ для кого угодно — для Силиконовой долины или для Петербурга, или для всех сразу.
Другое дело, если кто-то хочет нанять кодеров в Петербурге за три копейки — вот это уже совершенно безнадежная задача, ее дешевле решать в других странах. Наши квалифицированные программисты, как правило, предназначены для решения более сложных задач и требуют других финансовых условий.
— Но компании говорят, что и квалифицированных специалистов, для сложных задач, им тоже остро не хватает. Компании готовы платить им большие зарплаты, но их просто не найти в нужном количестве…
— Тут есть одна принципиальная проблема — отсутствие, по сути, современного кадрового проектирования на предприятиях. Очень сложно и непривычно работодателям мыслить в перспективных категориях. Привыкли так — вот сегодня я заказ получил, на него мне сегодня нужно 100 человек и я бросаю все силы чтобы их найти. А что будет завтра, кто будет выполнять будущие заказы, никто особенно не думает. Все считают, что, когда придет новый заказ, люди найдутся. Нет понимания, что будущую потребность в специалистах в нужном количестве и нужного качества надо суметь сформулировать заранее, в этом залоге компании думать не привыкли и у них часто не хватает инструментов и опыта для такой работы. И вот это самая большая проблема сегодня. И не только в сфере IT — она актуальна для многих отраслей и предприятий.
Многие компании (хотя и не все) не могут посчитать свои потребности, даже коллективные, в рамках своего сообщества, на ближайшую перспективу — на 3-5 лет вперед. Хотя во многих случаях будущие заказы они представляют заранее, поскольку крупные заказчики, например, госкорпорации, которые реально формируют рынок, составляют свои планы на несколько лет вперед.
— Насколько обоснованы претензии к вузам?
— Да, IT-специалистов вузы выпускают очевидно недостаточно, но любой рынок, в том числе рынок образовательных услуг — это система прямых и обратных связей. Если бы IT-компании умели или хотели формулировать свои заказы на людей, в том числе по компетенциям, на перспективу хотя бы 3-5 лет, я не представляю, чтобы всерьез кто-то из вузов города и страны отказался бы расширить прием или изменить программы. Сейчас это система гибкая. С этого сентября, как обещают в Минобрнауки, учет интересов субъектов федерации в вопросах формирования контрольных цифр приема в вузы будет учитываться самым серьёзным образом. Он и раньше учитывался, но сейчас есть все основания полагать, что это будет основа для формирования контрольных цифр приема.
Но чтобы эта возможность сработала эффективно, нужно выстроить нормальную диалоговую платформу между участниками рынка труда. Многие IT-компании говорят, что не могут прогнозировать количество специалистов по конкретным специальностям. Но ведь это и не нужно — надо сформулировать будущие потребности в базовых специальностях, позволяющих потом быстро подготовить узких специалистов. Это общепринятая практика во всех отраслях, рынок IT тут не уникален. Никто не готовит в вузах операторов конкретных станков в машиностроении или специалистов по синтезу конкретных лекарств. Этому учат сами компании выпускников вузов по базовым специальностям.
— Они говорят, что им трудно готовить узких специалистов. Для этого нужно отвлекать от основной работы высококвалифицированных специалистов компаний, платить им дополнительно большие деньги за сверхурочную работу по подготовке кадров, а это очень накладно для компаний и тормозит основную работу. Крупные компании еще могут готовить кадры для себя, но не могут для рынка, с которого берут кадры малые компании. Они считают, что государство должно им в этом помогать, но получается плохо. В том числе и по линии Комитета по труду, занимающегося переподготовкой кадров.
— У меня складывается ощущение, что основная проблема здесь заключается в самих IT-компаниях, в их подходе к вопросам кадрового обеспечения. Они хотят, чтобы им дали людей мгновенно, дешево или вообще бесплатно и без каких-либо усилий с их стороны. Многие компании не хотят или не могут платить за кадры столько, сколько надо по рынку, чтобы быстро «купить» готовых специалистов, но при этом не хотят и вкладывать свое время и силы в выявление перспективных компетенций, формулирование спроса, разработку программ обучения и повышения квалификации. Тут еще вопрос психологии. Они понимают, что работают в очень модной сфере, о которой постоянно говорит руководство страны, которая в приоритете сейчас. И это, на их взгляд, дает определенные рычаги давления. Однако многие серьезные компании почему-то не уезжают и выполняют здесь все крупные заказы.
— Айтишники утверждают, что нынешний механизм взаимодействия с государством малоэффективен из-за чрезмерной бюрократизации процедуры государственного финансирования. К тому же они признают, что просто боятся брать деньги у государства, потому что велика вероятность, что к ним придут следователи с обвинениями о неправильном расходовании государственных средств.
— Да, контроль за расходованием государственных денег серьезный, но в первую очередь контролируют нас, а потом уже наших подрядчиков и получателей бюджетных средств, и если уж кому-то жаловаться, то нам. Все деньги, которые предназначены на оплату подготовки и повышения квалификации специалистов по всем госпрограммам, которые имели место в 2019 году, потрачены на 99%. Остаток обусловлен тем, что конкурсные процедуры дали экономию, а дополнительные конкурсы мы просто к концу году не успевали провести. И следователи не приходят, потому что, если условия контракта выполняются, то бояться нечего. И у нас при всех этих разговорах количество подрядчиков не уменьшается. Если бы IT-компании активнее принимали участие в диалоге с нами, я думаю, что вопросы получения государственных денег на подготовку, переподготовку, компенсацию затрат решались бы совершенно спокойно.
Другие подробности о рынке труда Петербурга читайте в расширенной версии интервью на сайте РБК+.