Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Придать статус ЮНЕСКО»: под Петербургом создают супермузей

Мемориальный комплекс «Невский пятачок» в Кировском районе Ленинградской области
Мемориальный комплекс «Невский пятачок» в Кировском районе Ленинградской области (Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru)

Накануне 18 января, когда отмечался День прорыва блокады Ленинграда, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил о намерении создать в регионе единый музейный комплекс, посвящённый Ленинградской битве. В него войдут как уже существующие музеи «Прорыв блокады Ленинграда, «Кобона: Дорога жизни», «Невский пятачок», мемориалы и памятники «Зелёного пояса славы», так и новые. 9 мая 2022 года, в частности, в Коккорево откроют музей, посвящённый тем, кто работал на Дороге жизни. Кроме того, власти сообщили о создании в Новой Ладоге музея Ладожской флотилии, которая обеспечивала блокадный Ленинград снабжением, когда ледовая дорога была недоступна. Он разместится в разрушенном пожаром здании Штаба флотилии, который стоит без крыши и перекрытий уже 8 лет.

«Необходимо не только наполнять музеи архивными материалами, но сделать так, чтобы они были интересны молодёжи», — добавил Дрозденко.

Опрошенные РБК Петербург эксперты позитивно оценили идею регионального правительства, однако, заметили, что инициативе Ленобласти не хватает координации с петербургским музейным сообществом и частными музеями. Кроме того, они обратили внимание на необходимость исследования уже забытых военных маршрутов.

Собеседники издания согласны с губернатором в том, что музеи должны искать новые подходы к молодым посетителям (недавний опрос петербургских подростков, проведённый в рамках проекта «Миссия памяти», показал, что большинство из них не знает, где происходили основные сражения в битве за Ленинград — ред.). Но в этом музейщикам могут помочь не столько новые технологии, сколько рассказ о судьбах людей, которые были участниками трагических событий. При условии сохранения объектов инфраструктуры (пирсов, военного укрепления, воинских захоронений) территория вокруг Ладожского озера могла бы получить статус ЮНЕСКО, добавляет один из собеседников РБК Петербург.


Баир Иринчеев, создатель и директор Военного музея Карельского перешейка в Выборге, писатель:

«Придать статус ЮНЕСКО»: под Петербургом создают супермузей

«Ленинградская битва — очень обширная тема. Есть музей-панорама «Прорыв» в Кировске, он в большой степени закрывает тему событий 1943 года, прорыва блокады. Есть музеи Дороги жизни в Осиновце и Кобоне. Они очень разные, но в целом тоже хорошо показывают тему снабжения и эвакуации населения из Ленинграда. Будет ещё один новый музей о Дороге жизни в Коккорево и о Невском пятачке — в Невской Дубровке. Создать единый музей, посвящённый битве за Ленинград — здравая идея, это поможет продвижению малых музеев, которые не так известны и не обладают ресурсами для продвижения.

Вне памяти

Важная часть битвы за Ленинград, которая на данный момент упущена в музеях — это Волховский фронт. Это огромный пласт информации, который сейчас просто не представлен. До некоторых памятников и не добраться, кроме как на спецтехнике. Я пытался один раз сделать экскурсию, это было очень тяжело, сломали ГАЗ-66. Путешествие по местам боёв превращается в какое-то экстремальное сафари. Правда, есть любители истории, которые организуют пешие походы на 15 км вдоль линии фронта, но это не для автобусных групп.

Получается, то, что было внутри блокадного кольца и попытки прорыва блокады изнутри, они хорошо показаны, музеефицированы, увековечены. А Волховский фронт — как будто там ничего не было, забыто и стёрто из народной памяти. Хотя там сражения были даже более масштабные, чем внутри кольца. Там же прорывали блокаду несколько раз — сентябрь и октябрь 1941 года, потом август 1942-го.

Важный монумент — памятник «Матрос» в честь моряков 73-й отдельной стрелковой бригады, получивших приказ прорвать кольцо окружения любой ценой в сентябре 1942 года. Практически все из них погибли на рубежах Волховского фронта. Но там дикий лес и бездорожье. Если бы там создать хоть какой-то музей, от него пустить пешеходные или веломаршруты, было бы справедливо.

«Я пытался один раз сделать экскурсию, это было очень тяжело, сломали ГАЗ-66. Путешествие по местам боёв превращается в какое-то экстремальное сафари»

Два или три года назад Александр Дрозденко заявил о создании музея Лужского рубежа. Это тоже во многом забытое место, хотя он на месяц задержал немцев; и ещё вопрос, что было бы с Ленинградом, если бы не Лужский рубеж. Да, сражение было проиграно, но мы выиграли драгоценное время. Пока эта тема по-прежнему не охвачена. Также в теме битвы за Ленинград не раскрыта история Ораниенбаумского плацдарма.

Много интересного также можно увидеть в частных музеях. Мне кажется, важно включать их в общие маршруты. Сейчас, например, энтузиасты отреставрировали два ДОТа оборонительного рубежа «Ижора» — такое мало где есть.

Совсем не освещается тема оккупации и освобождения Ленинградской области. У нас в Большом Заречье есть памятник деревне, сожжённой немцами, и всё — масштабы геноцида гражданского населения Ленинградской области рискуют быть стёртыми из народной памяти. Если область сможет довести все эти идеи до ума, то это позволит сохранить память и не забыть жертв нацистского геноцида.

«Мне кажется, важно включать частные музеи в общие маршруты. Сейчас, например, энтузиасты отреставрировали два ДОТа оборонительного рубежа «Ижора» — такое мало где есть»

Музейная матрица

Музеи всегда следуют моде или определённым тенденциям. Это общемировая практика. Сейчас я вижу перекос в сторону компьютерных технологий (сенсорные панели с базами данных, интерактивные штуки, проекторы — всё мелькает, ничего непонятно). За технологиями, к сожалению, часто нет даже идеи.

Музей «Дорога жизни» во Всеволожском районе Ленинградской области
Музей «Дорога жизни» во Всеволожском районе Ленинградской области

С моей точки зрения, люди приходят в музей для того, чтобы услышать какую-то историю. Причем история эта должна строиться по законам сказки, иметь четкую драматургию. Какие там будут предметы и как это будет показано, на самом деле, не так важно. Вы можете собрать очень дорогую коллекцию, а посетители посмотрят и скажут: «Ну, ещё один танк, ещё одна пушка». Людей трогают судьбы, человеческие истории, им нужны эмоции, сопереживание.

А что мы видим в современных музеях? Стоят дорогие сенсорные панели с загруженными в них базами данных. Приходят люди, постоят у них пять минут, полистают. А там материалов на 10 часов чтения! Зачем это делать? Выложите это в интернет, сделайте сайт, чтобы люди могли их спокойно изучать дома. Иногда заходишь в музей — там работают 5 проекторов, мельтешат экраны. Чувствуешь, что попал в какую-то матрицу. Каждый проектор стоит по 2 млн рублей, а смысла никакого! Происходящее не трогает, а только мешает восприятию. В фильме, в книге, в театральной постановке, в музейной экспозиции всегда нужно задавать себе вопрос: «Зачем я это делаю? Что я хочу этим сказать зрителю и посетителю? Почему это важно? Какую историю я хочу рассказать?».

«Вы можете собрать очень дорогую коллекцию, а посетители посмотрят и скажут: «Ну, ещё один танк, ещё одна пушка». Людей трогают судьбы, человеческие истории»

Всё это дань моде. Когда я пришёл в Национальный музей Финляндии в Хельсинки, чтобы записать видеоматериал для своей лекции о финском народном искусстве, то витрины с этими экспонатами там не обнаружил. Вместо неё стоят экраны, которые не несут какой-то смысловой нагрузки. Треть коллекции просто убрана в запасники в угоду технологиям. Остаётся надеяться, что мода переменчива, и здравый смысл восторжествует».


Никита Ломагин, доктор исторических наук, проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, начальник отдела Института истории обороны и блокады Ленинграда:

«Придать статус ЮНЕСКО»: под Петербургом создают супермузей

«Наша проблема до сих пор состоит в том, что Ленинградская битва в значительной степени недооценена. Конечно, в контексте рассуждений о Великой Отечественной войне Ленинград — город-герой, но по большому счёту Ленинградская битва имеет отношение как минимум к четырём современным субъектам России, и рассматривать её только в рамках отдельного региона, пытаться создать единый музей, который бы всё охватывал, достаточно сложно. В инициативе Ленобласти не хватает координации с петербургским музейным сообществом, энтузиастами, которые делают много для того, чтобы увековечить память о каких-то локальных событиях. Например, создание памятных знаков в честь Шлиссельбургского десанта.

«Памятник полуторке» в музее под открытым небом в месте окончания ледовой трассы Дорога жизни через Ладожское озеро (деревня Кобона, Кировский район Ленобласти). Автомобиль ГАЗ-АА выпуска 1937 года был поднят со дна озера в 2014 году.
«Памятник полуторке» в музее под открытым небом в месте окончания ледовой трассы Дорога жизни через Ладожское озеро (деревня Кобона, Кировский район Ленобласти). Автомобиль ГАЗ-АА выпуска 1937 года был поднят со дна озера в 2014 году.

В целом же инициатива хорошая и правильная, подобную идею высказывал и Михаил Пиотровский, когда говорил об архипелаге музеев, посвящённых обороне и блокаде Ленинграда. Возможно, необходимо совместное обращение в Минкульт РФ. Если разработать план и добиться федерального финансирования, можно ставить и более амбициозные задачи. Я как член экспертной группы по приданию статуса ЮНЕСКО «Объект всемирного исторического наследия» месту высадки союзных войск в Нормандии уверен, что территория Ленинградской области вокруг Ладожского озера при условии сохранения объектов инфраструктуры (пирсов, военного укрепления, воинских захоронений) тоже могла бы получить такой статус. Таким образом, мы бы вышли за пределы субъекта, региона и даже, может быть, страны. Есть несколько вопросов, над которыми стоит подумать прежде, чем приступить к реализации проектов.

«В инициативе Ленобласти не хватает координации с петербургским музейным сообществом, энтузиастами, которые делают много для того, чтобы увековечить память о каких-то локальных событиях»

Важный вопрос также — взаимодействие частных и государственных музеев. Энтузиастов много! Как регулировать их деятельность? Какую помощь им может оказать государство? Мне кажется, складывается уникальная ситуация, когда есть запрос «снизу» и понимание региональными элитами необходимости систематизировать музейное хозяйство, связанное с одним из важнейших событий в истории. Здесь нужна разумная координация. Я прекрасно понимаю возможные сложности финансирования, когда участвуют разные субъекты, но в любом случае экспертный диалог здесь необходим».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Справка

Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года и стала самым длительным сражением Великой Отечественной войны. 12 — 30 января 1943 года была проведена операция по прорыву блокады Ленинграда («Искра»). Она явилась переломным моментом в битве за Ленинград. В ходе проведения с 14 января по 1 марта 1944 года Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции было нанесено тяжелое поражение группе армий «Север». 27 января 1944 года ленинградцы отмечали снятие блокады.

В Ленинградской области о ВОВ рассказывают 17 государственных и 5 муниципальных музеев, один филиал музея федерального подчинения, два частных и более 150 школьных музеев.

Подготовила: Юлия Воробьева

Повтор публикации от 18.01.2022

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
В Москве закрыли все парки из-за предупреждения о штормовом ветре Общество, 15:01
Лавров назвал Швейцарию неподходящим местом для диалога по Украине Политика, 14:59
Выдачи микрозаймов слишком закредитованным россиянам резко упали Финансы, 14:58
Трейдеры криптовалют потеряли $270 млн на ликвидациях перед халвингом Крипто, 14:58
Подозреваемого в убийстве из-за парковки задержали в Ростовской области Общество, 14:57
Reuters узнал, что ЕЦБ потребует от UniCredit сократить бизнес в России Финансы, 14:55
Спрос иностранцев на обмен активами превысил предложение россиян Инвестиции, 14:52
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
HITC узнал об интересе «Ман Сити» и «Челси» к рекордсмену сборной России Спорт, 14:45
На трассе между Москвой и Петербургом снизили скорость из-за снегопада Общество, 14:44
«Роскосмос» показал фотографию обрушившегося на центр России шторма Общество, 14:43
Командир катапультировал штурманов и помощника с падающего ТУ-22М3 Общество, 14:41
Тейлор Свифт выпустила новый музыкальный альбом Life, 14:37
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35
Лавров заявил о бессмысленности переговоров с Зеленским Политика, 14:34