У петербургских электричек отнимут рельсы ради политики
«Масштабный инвестиционный проект компании «Феникс» по развитию порта «Бронка», о котором подробно писал РБК Петербург, предусматривает серьезное увеличение грузовых железнодорожных перевозок экспортных грузов в «Бронку». Для обеспечения приема грузов проект предусматривает строительство шести железнодорожных путей для обработки грузовых составов на территории порта. В то же время, строительства новых линий для пропуска грузовых поездов на ближних и дальних подступах к порту проект не предусматривает. Это значит, что для увеличенных объемов перевозок будут использоваться только существующие рельсы.
Пути строят, но не там
Резкое увеличение объема железнодорожных перевозок в порт «Бронка» может серьезно осложнить условия для пассажирского сообщения, в первую очередь пригородного. Многочисленные дополнительные товарные составы пойдут по единственной, сейчас, преимущественно пассажирской, линии Петербург-Ломоносов. Логичное последствие этого для электричек вполне предсказуемо: изменения в расписании (не в пользу пассажиров), снижение скоростей и отмены.
Этого риска можно было избежать, если бы ранее была реализована разработанная не так давно программа развития петербургского железнодорожного узла, которая предусматривала, в том числе, строительство специальной двухпутной грузовой ветки из Горелово в «Бронку», плюс несколько более коротких по протяженности, но не менее важных веток обеспечения. Но порт построили, а тут ничего так и не начали. И в ближайшие годы, как можно судить по озвучиваемым РЖД планам, не начнут.
При этом РЖД заканчивает грандиозный проект на Карельском перешейке по переносу грузового движения в обход скоростной линии Петербург-Хельсинки через Каменногорск. Который, кстати, тоже совсем не улучшит положение пассажиров на Приозерском ходу, как минимум до Сосново. И это при том, что, как следует из информации СМИ, эта линия не очень-то и нужна портам Высоцк, Приморск и Выборг, интересы которых озвучивались при обосновании ее сооружения. В результате построили грузовую линию, которая не очень нужна, а необходимую и запланированную для развития совсем не вчера задуманного порта «Бронка» — строить не стали.
Пассажиров делают заложниками грузовиков
Судя по аналогичному опыту на других железнодорожных маршрутах страны, пассажирское движение, в первую очередь — местное, организуется фактически «по остаточному принципу». Например, по Волховстроевскому ходу грузовые составы идут с интервалом до 15 минут, из-за чего график и скорости электричек значительно пострадали по сравнению с расписанием десятилетней давности. Поскольку фактически для РЖД главное, что приносит доход и прибыль, — грузовые перевозки (и пассажирские лишь на избранных сверхнапряженных направлениях), то предоставление инфраструктуры для пропуска пригородных поездов сознательно или подсознательно воспринимается как «общественная нагрузка». В итоге по факту в приоритете — товарняки и «Сапсаны», а графики для всех остальных подстраиваются уже под них.
Пассажирское движение организуется фактически «по остаточному принципу». Предоставление инфраструктуры для пропуска пригородных поездов воспринимается как «общественная нагрузка»
При увеличении грузового трафика линия Петербург-Ломоносов не станет исключением. Регулировать ситуацию с инфраструктурой должны местные власти. А электрички — это именно транспортная инфраструктура региона (в данном случае затрагиваются интересы и Санкт-Петербурга, и Ленинградской области). Никакие крупные проекты, увеличивающие нагрузку на существующую инфраструктуру и не предполагающие, как минимум, компенсирующего развития, «зеленый свет» получать не должны. Но увы.
Такая ситуация в очередной раз подтверждает наблюдение, что у властей нет осмысленной транспортной стратегии развития региона, а если что-то и появляется, то чаще всего остается только на бумаге. В реальной жизни реализуются разве что ситуационные «хотелки». В результате регион развивается хаотично, «одно лечат, а другое калечат».
Рискованная ставка на геополитику
К самому проекту «Феникса» тоже есть вопросы, хотя другого порядка. Очевидно, что «Феникс» захотел оседлать конъюнктуру, но не факт, что она именно рыночная, тем более что насквозь звучит политическая составляющая проекта. Конкретно — конфликт между властями России и стран Прибалтики, декларированное желание отобрать грузы у прибалтийских портов. Но политические рычаги — очень рискованный фактор. Допустим, завтра власти помирятся и этот фактор исчезнет. И чем же тогда занимать обновленную и расширенную инфраструктуру «Бронки»?
У властей нет осмысленной транспортной стратегии развития региона. В результате регион развивается хаотично, «одно лечат, а другое калечат»
Конечно, любой бизнес содержит в себе элемент игры и коммерческого риска. Может, все сложится очень удачно. Но думается, что логичнее изначально настраиваться на «прибавлять и умножать», в итоге получится гораздо выгоднее, чем отнимать и делить. Если же пытаться играть на чужом поле по своим правилам, то может вообще ничего не получиться. Хотя, если проект будет реализован не за бюджетные деньги, то большинство рисков останется проблемой его инициатора.
Но однозначно то, что пассажирскому движению петербургского узла в любом случае будет нанесен ущерб буквально под тем предлогом, что не до сиюминутных интересов пассажиров электричек сейчас, когда такая геополитика на кону! И все окажутся совсем не с теми результатами, которых можно было добиться при ином подходе».
Позиция спикера может не совпадать с мнением редакции.