Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Главврач Госпиталя для ветеранов войн — о новом «Ленэкспо» и второй волне

Главный врач Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов
Главный врач Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов (Фото: Савва Приходько/пресс-служба)

22 декабря во временном инфекционном госпитале «Ленэкспо» вводится в эксплуатацию 8 павильон, сообщает комитет по здравоохранению Петербурга. До конца года в «Ленэкспо» будут открыты ещё три корпуса, оборудованные для приема тяжёлых и средне-тяжёлых пациентов с коронавирусом; коечная мощность временного стационара за декабрь вырастет почти вдвое — до 2,5 тыс. коек.

В то же время петербуржцы настороженно относятся к перспективе госпитализации в «Ленэкспо»: в период весенней вспышки заболевания у этой площадки сложилась репутация «проблемного» места.

РБК Петербург спросил у главврача Госпиталя для ветеранов войн, под управлением которого находится временный госпиталь, Максима Кабанова о причинах жалоб на «Ленэкспо» в соцсетях, произошедших к декабрю 2020 года переменах и о том, как город будет дальше справляться с дефицитом коечной мощности.

«НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК ЗДЕСЬ НЕ УМЕР»

— Что изменилось в «Ленэкспо» осенью-зимой? Как вы учли весенний опыт?

— Если летом «Ленэкспо» был госпиталем для пациентов с лёгкой формой COVID-19, то сейчас, я заявляю, — это настоящий инфекционный стационар для оказания помощи пациентам средней и тяжёлой категории. Здесь есть разделение зон на «зеленую» и «красную», есть санпропускники, построены ординаторские, достаточное количество удобных душевых, санузлов.

— Летом часто говорили о том, что в «Ленэкспо» «едут умирать». Почему сложилось такое представление о госпитале?

— Были люди, которые распускали слухи. Комментировать слухи и оценивать поступки этих людей я не буду. Но заявляю, что в «первую волну» в «Ленэкспо» не умер ни один человек. А пролечили мы за это время в седьмом павильоне 1609 пациентов. Были среди них и такие пациенты, у которых ухудшалось состояние. Мы их сразу же перевозили на основную площадку Госпиталя для ветеранов войн, где врачи неотложно оказывали им помощь.

— В чём заключалась модернизация корпусов, о которой сообщили власти?

— Корпуса утеплили, обшив их внутри специальным утеплителем, а снаружи — дополнительным сайдингом. Сейчас в павильонах температура ниже +22 градусов не опускается. В пятый корпус «Ленэкспо» провели кислород. Сейчас заканчиваются работы по подводке кислорода еще в четырех корпусах.

«В «первую волну» в «Ленэкспо» не умер ни один человек. А пролечили мы за это время 1609 пациентов»

— Проведение кислорода к койкам в помещениях, изначально не предназначенных для больниц, это технологически сложная задача?

— Для этого необходимо было построить кислородную станцию — на территории «Ленэкспо». Сейчас станция рассчитана на 10 тонн кислорода, который через внутреннюю разводку кислородных магистралей подведён ко всем 295 койкам пятого павильона. Также в нём размещено 15 коек реанимации со стационарными аппаратами ИВЛ. Этот павильон стал принимать тяжёлых больных с 12 октября.

ЗА КОЛЮЧЕЙ ПРОВОЛОКОЙ

— У многих возникает вопрос: почему «Ленэкспо» охраняет Росгвардия?

— Когда мы только открывали госпиталь, мы не знали, к чему готовиться, чего ожидать от самих пациентов, и, особенно, от их родственников. Тогда в «Ленэкспо» лежали сотни работавших в городе иностранцев — в основном, строители, представители разных диаспор. Пациенты были сконцентрированы в одном пространстве и могли вступить в конфликты между собой. Когда человек болеет тяжело, ему не до конфликтов, но во временном госпитале лежали пациенты с «легкой» формой, многие из них — физически сильные молодые люди. И надо еще учесть, что «ковид» серьезно влияет на психоэмоциональное состояние, повышая уровень тревожности и агрессии.

— По отзывам в соцсетях видно, что людей беспокоило нахождение в «Ленэкспо» пациентов из психоневрологических интернатов (ПНИ).

— В «Ленэкспо» действительно поступали люди из ПНИ, среди них были пожилые, имеющие деменцию. Они были отделены от общего пула пациентов. А пациенты из ПНИ — не люди, что ли? Отмечу, что у нас весной не было «ковидных» психиатрических стационаров. Меня удивляет, что в какие-то моменты тема человеколюбия в публичном поле возносится на небывалую высоту, а в какие-то — опускается ниже плинтуса.

— А пациенты из ПНИ — не терялись внутри госпиталя, как об этом писали соцсети?

— Пожилой пациент мог выйти из своей секции, перейти в другую и забыть, где он лежит. Да, у нас были такие случаи, госпиталь ведь большой. Тогда ему на помощь приходили и медики, и волонтеры. Сейчас мы размещаем пациентов в специальном порядке — пожилых людей ближе к медицинским постам, чтобы им было проще ориентироваться.

«В какие-то моменты тема человеколюбия в публичном поле возносится на небывалую высоту, а в какие-то — опускается ниже плинтуса»

— Правда, что вы запрещали передавать передачи для пациентов?

— Действительно, с 1 по 9 мая передачи были запрещены, я боялся, что на большие праздники родственники будут передавать пациентам алкоголь. А учитывая, что там были люди и не очень социально адаптированные, мы понимали, что туда еще и наркотики принесут. После 9 мая мы разрешили передачи, но за исключением жидкостей, потому что были случаи, когда в бутылках из-под кока-колы проносили коньяк. Воды в госпитале достаточно, питание четырёхразовое, хорошего качества.

— Какие из поступавших вам претензий по поводу «Ленэкспо» вы считаете обоснованными?

— Как я уже отмечал, госпиталь был развернут в рекордно короткие сроки. Причем «Ленэкспо» — первый временный госпиталь, построенный на территории постсоветского пространства. В российской практике ранее такого не было, приходилось действовать по наитию. Сразу все учесть было невозможно. Например, строители не рассчитали, что лёгкий подвесной потолок в ординаторской не выдержит нагрузку конвекционных коллекторов и вентиляции, которые проходят над ним, и несколько небольших сегментов этого потолка и обвалились в ординаторской. Никто из медиков не пострадал. Но проблему решать нужно, строители все исправили и учли этот момент. Были некоторые проблемы со сливом воды в душевых кабинах. Но и это — не ошибки, это — первая практика.

«Строители не рассчитали, что лёгкий подвесной потолок в ординаторской не выдержит нагрузку конвекционных коллекторов и вентиляции, которые проходят над ним...»

КАДРЫ И «РАСЧАСОВКА»

— В «Ленэкспо» сейчас развернуто 1295 коек. Планируется, что после введения новых корпусов коечная мощность вырастет до 2500 коек. Где вы берёте и планируете брать кадры на обслуживание стольких мест? Можно приблизительно рассчитать, что потребуется утроенный штат врачей Мариинской больницы, в которой сейчас около 600 коек.

— «Ленэкспо» обеспечивается кадровым составом Госпиталя для ветеранов войн, как в первую волну, так и во вторую. Сейчас здесь работает порядка 2 тысяч медицинских работников. Обеспечить кадрами «Ленэкспо» удалось в том числе за счёт центра реабилитации на Елизаровской (Госпиталь для ветеранов войн расположен на трёх площадках — Народная, Елизаровская, Старорусская — ред.), который сейчас законсервирован, и весь его персонал полностью переведён в «Ленэкспо»; туда же направлена часть персонала двух других структурных подразделений. Плюс, мы дополнительно набрали врачей-стажёров — клинических ординаторов из Северо-западного государственного медицинского университета имени Мечникова, студентов других медицинских вузов и колледжей.

— Как много у вас медиков-стажеров?

— Сейчас на всех площадках работают 72 медика-стажера и 20 волонтёров. Волонтёры не оказывают пациентам медицинскую помощь, у них другие задачи.

— Медики-стажеры работают за зарплату?

— Ровно за ту же, что и все медики, как в первую волну, так и сейчас.

— Есть ли на сегодня в Петербурге проблемы с выплатами медикам, работающим в «красной зоне»?

— Нет, проблем никаких. В начале первой волны был недостаточно ясен механизм расчета этих выплат. Сначала поступило распоряжение выплачивать доплаты по часам, проведенным медиками в «красной зоне», потом было распоряжение о начислении выплат вне зависимости от времени пребывания. Сейчас вернулись к «расчасовке» по табелям; то есть, медики получают выплаты в соответствии с тем, сколько работают в «красной зоне».

Главный врач Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов
Главный врач Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов

— В соцсетях врачи и помогающие им активисты часто возмущаются тем, что медики не могут получить выплаты. В основном, проблемы возникают с выплатами по заражению COVID-19 на работе. Чем вы объясняете эти жалобы?

— А вы уверены, что люди, которые писали эти жалобы, это врачи и медперсонал? Под выплаты по заболеванию не попали буфетчики, уборщики служебных помещений, другой обслуживающий персонал. Я понимаю обиду этих людей — их труд очень важен, медицинская составляющая не может без них работать. Сейчас возможность предоставления компенсаций по заболеванию «ковидом» этим категориям сотрудников рассматривается профильными ведомствами. Что касается медиков, то они все получили от комитета социальной политики Петербурга по 300 тыс. рублей в случае заражения коронавирусом на работе и ещё дополнительные 60-80 тыс. руб. от Фонда социального страхования России.

«А вы уверены, что люди, которые писали эти жалобы, это врачи и медперсонал?»

— Громкая история была в Петербурге, когда не могла получить выплаты семья погибшей медсестры Марии Тышко, которая работала в Госпитале для ветеранов войн.

— Мария Сергеевна Тышко раньше работала у нас медицинской сестрой. Ей достаточно тяжело было справляться с нагрузкой, у Марии был детский церебральный паралич. В 2018 году после специальной оценки рабочих мест, проводимых Инспекцией по труду, Марии Сергеевне предложили ряд специальностей в госпитале с меньшей нагрузкой. Она приняла решение работать регистратором (не является медицинской специальностью — ред.). В первую волну она работала на площадке центра Елизарова в приёмном отделении, делала замеры температуры на входе. Когда она заболела и долго не поправлялась, было понятно, что у неё не просто грипп. Больница оказывала ей всю необходимую помощь, но, к сожалению, её не удалось спасти. Первоначально выплаты семья погибшей Тышко не получила, так как Мария Сергеевна не была признана медработником.

— Вы боролись за то, чтобы семья Тышко все-таки получила помощь?

— Да, мы повторно обратились в Фонд социального страхования, и комиссия ФСС провела несколько проверок. Огромную помощь на всех этапах оказывал комитет по социальной политике Санкт-Петербурга. Нам удалось доказать, что Тышко, имея среднее медицинское образование, работала в приемном отделении, выполняя фельдшерскую функцию. После этого нас поддержали и надзорные органы. В результате наших совместных усилий семья Тышко получила миллион рублей.

— У вас это единственный случай смерти персонала в пандемию?

— За период пандемии в Госпитале для ветеранов войн от «ковида» умерли еще две медсестры — Давтян Светлана Валерьевна и Заика Любовь Витальевна. Их семьи сразу же получили по миллиону рублей.

— Сколько всего врачей за период пандемии заразилось коронавирусом в вашем госпитале?

— В первую волну — 467 медика, и все они получили необходимые выплаты.

— Понятно, что в первую волну массовые заражения были из-за нехватки СИЗов в городе. Почему врачи заражаются сейчас, работая в спецкостюмах?

— В первую волну заражались даже в СИЗах, потому что не все врачи, по непонятным мне причинам, правильно использовали СИЗы. Хотя все инструктажи с ними были проведены. Сейчас врачи заражаются просто потому, что в «красной зоне» максимальная концентрация вируса. Но заразиться можно и не только на рабочем месте, но и дома, и в общественном транспорте и т.д.

«Сейчас врачи заражаются просто потому, что в «красной зоне» максимальная концентрация вируса»

— Есть мнение, что вина массовых заражений в первую волну лежит на главврачах стационаров. Вы не согласны с этим мнением?

— Я не вижу здесь вины главврачей. Я бы скорее говорил о безалаберном отношении некоторых врачей к использованию СИЗ в первую волну.

Главный врач Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов
Главный врач Госпиталя для ветеранов войн Максим Кабанов

ПРО «МАНИПУЛЯЦИИ МНЕНИЕМ»

— Петербургский парламент недавно объявил вам благодарность за борьбу с коронавирусом. При этом в сети мнения о вас разнятся — кто-то вас хвалит, а кто-то сильно критикует. Есть ли у вас предположения, почему в ваш адрес поступает так много критики?

— Я бы это назвал не критикой, а «манипуляцией общественным мнением» — одни факты замалчиваются, другие интерпретируются в соответствии с определенными целями. Какие цели преследует Нэлли Вавилина (глава МО «Гавань» — ред.), пугая людей «Ленэкспо»? Могу только предполагать, что ей руководит желание набрать «политические очки», показав себя главным защитником жителей Петербурга от пандемии, буквально, мессией.

— Как вы сами оцениваете свои достижения в борьбе с пандемией?

— Благодаря работе «Ленэкспо», прежде всего, была снята нагрузка с медицинских учреждений города. Многие петербуржцы смогли получить плановую помощь в городских больницах, не переведенных в «ковидные».

БОЛЬНИЦЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО

— Как вы видите основные проблемы стационаров, принимающих пациентов с «ковидом» в декабре?

— Проблемы в том, что сейчас у людей, попадающих в больницу с коронавирусом, на фоне болезни проявляются другие хронические заболевания. Например, в инфекционной Боткинской больнице нет возможности оказать высокотехнологичную медицинскую помощь пациенту с острым инфарктом. Они вынуждены таких пациентов переводить в другие стационары. У нас с этим проще — мы многопрофильный стационар. Многопрофильные стационары, перепрофилированные под прием коронавирусных больных, стали такой палочкой-выручалочкой — попадающие сюда пациенты с хроническими заболеваниями могут и лечиться от коронавируса, и параллельно получать плановую помощь.

«Многопрофильные стационары, перепрофилированные под прием коронавирусных больных, стали такой палочкой-выручалочкой»

— То есть, перепрофилировать больницы под «ковидные» стационары в период пандемии — правильный путь?

— Правильный путь — в целом начать строить в городе госпитали-трансформеры. Вот на территории Госпиталя для ветеранов войн такой «трансформер» откроется уже 25 декабря. Там три операционные, палаты с тамбурами, с кислородной подводкой к каждой кровати. Этот корпус соединён с основным зданием больницы на Народной, но на момент любой эпидемии этот переход можно заблокировать, и корпус будет работать автономно. Его коечная мощность — 305 коек в обычное время, а в период эпидемии его можно «доразвернуть» до 402 коек. Это капитальное строительство за рекордные пять месяцев, и качественное, я вам скажу.

— Почему этот корпус называют трансформером? Из-за того, что переход к нему можно заблокировать?

— Суть в том, что любое отделение технически не привязано к какому-то медицинскому профилю, как, впрочем, и помещение «трансформера» в целом. Сегодня это неврологическое отделение, а завтра его можно переформатировать в хирургическое или инфекционное. Это очень удобно не только в период эпидемий, но и в случае возникновения необходимости увеличить в городе количество стационаров какой-либо направленности.

— То есть, это больницы будущего?

— Это уже больница настоящего времени. Но и в будущем, как показала пандемия, в городе нужно строить именно госпиталя-трансформеры.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталейPro, 08:38
В проект о спецсчетах иноагентов предложили добавить доходы от квартирПолитика, 08:28
Стартовали продажи седана для деловых людей Lada Aura: обзор автомобиляРБК и Автоваз, 08:24
Боец самообороны погиб из-за ночной атаки дрона в Белгородской областиПолитика, 08:14
Генсек НАТО назвал число погибших за время конфликта на УкраинеПолитика, 08:11
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на картуPro, 08:09
ВТБ предупредил о мошенничестве с виртуальными клонами карт россиянФинансы, 08:04
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Суд ЕС рассмотрит прецедентное дело российской фирмы о применении санкцийЭкономика, 08:00
Нетаньяху обратился к народу Ирана со словами о миреПолитика, 07:46
Таланты в условиях «голода»: как сохранить ценных сотрудниковРБК и Битрикс24, 07:42
Илон Маск сообщил о переносе штаб-квартиры SpaceX в новый городТехнологии и медиа, 07:38
Над российскими регионами за ночь сбили 13 беспилотниковПолитика, 07:29
В Харькове прогремели взрывыПолитика, 07:22
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 07:20