Тысячи пачек в час: зачем Coca-Cola инвестирует в падающий рынок
Компания Coca-Cola HBC Россия открыла линию по производству соков стоимостью 185 млн руб. на своем петербургском заводе «Мултон» (входит в холдинг с 2005 года). Линия производит сокосодержащие напитки под брендом «Моя семья» в мелкой упаковке объемом 0,175 л. Поставки нового продукта будут идти по всей стране. В компании рассчитывают за счет запуска линии расширить свой портфель продуктов в России.
Ротация производственных мощностей
Новая линия по производству соков — шестая на предприятии. Ее производительность составляет 9 тыс. пачек в час. Планируемый объем производства в следующем году — 850 тыс. упаковок (в одной упаковке 24 пачки) за год.
Напомним, осенью прошлого года на заводе «Мултон» были запущены две линии по производству соков «Добрый» и «Моя семья» стоимостью 170 млн руб. и мощностью более 145 млн л в год. Эти производственные мощности переехали на Пулковское шоссе с Софийской улицы. Дело в том, что весной прошлого года компания отказалась от площадки на Софийской улице, которой владела с 2005 года, а производство распределила между действующими заводами. По данным экспертов, таким образом компания пыталась нивелировать издержки, вызванные сокращением рынка соковой продукции в России. Четыре года назад Coca-Cola остановила производство в Московской области и Новосибирске, в 2015 году соковый завод в Раменском закрыла PepsiCo.
«Верим в соки»
Потребление и продажи соков сокращаются с 2013 года, следует из данных исследования Euromonitor. В прошлом году объем рынка соков в России сократился на 7,3% — до 204,7 млн дал. Продажи соков в денежном выражении за тот же период снизились на 0,2% — до 167,9 млрд руб.
Душан Стоянкич, генеральный директор АО «Мултон», на вопрос о том, зачем компания инвестирует в производство соков, если потребление снижается, ответил, что компания верит в соковую продукцию в России, ее популярность у потребителей. «Предпочтения меняются, и Coca-Cola старается соответствовать этим изменениям, поэтому запускает новую линию», — сказал он.
Ожидаемую динамику оборота АО «Мултон» в 2018 году он не раскрыл. По данным СПАРК, оборот АО «Мултон» в 2017 году уменьшился на 16%, до 32,8 млрд руб.
Момент удачный
«Гарантировать, что при продолжающемся падении реальных располагаемых доходов населения в следующем году (а его практически не избежать) потребление соков будет расти, невозможно», — говорит Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ». С другой стороны, «Моя семья» относится к категории относительно недорогих соков и отличается агрессивным и грамотным маркетингом, так что вполне может оказаться, что общее снижение объемов потребления именно данный продукт не затонет или затронет в наименьшей степени, считает он.
В пользу производителя говорит и выбор упаковки, добавляет эксперт. «Мелкая упаковка востребована, хотя в куда меньших масштабах, чем стандартная (1-2 литра). Но и маржинальность соков в мелкой упаковке заметно выше, что позволяет отчасти компенсировать более высокие издержки», — говорит Алексей Коренев. Он уверен, что назвать момент входа в рынок неудачным нельзя. «У компании есть отличный шанс не просто увеличить свое присутствие на российском рынке, но и получить определенные конкурентные преимущества за счет относительно невысоких цен на землю, недвижимость, оборудование и логистику», — резюмирует Алексей Коренев.
Справка
Завод в Петербурге в 2018 году произвел 177,5 млн л продукции. Из этого объема 57% приходится на газированные напитки, 30% — на соки, еще 13% — питьевая вода. Доля «Мултон» по объему продаж на рынке соков в России составляет, по собственным данным компании, 34%.