Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Рынок фрахтовщика: почему пассажиры такси беззащитны

Фото: 2018taxi.ru
Председатель Общественного движения TAXI 2018 Станислав Швагерус:

В Ленинградской области возбудили уголовное дело по факту смерти пожилого мужчины после поездки на такси. Эта история обнажила проблемы регулирования и отсутствие контроля на рынке легковых пассажироперевозок. Если систему не изменить, то виновных может и не найтись.

Ведут как попало

По оценкам участников рынка, в 2015 году рынок такси в России оценивался в 315 млрд руб. Взрывной рост на рынке привел к обострению нескольких системных проблем отрасли. Первая из них связана с тарифообразованием.

Сейчас все признают, что тарифы на легковое такси монополизированы ведущими агрегаторами. Пассажир платит 40% от реальной стоимости, остальное водителям доплачивают агрегаторы, компенсируя низкий тариф. Однако размер этих компенсаций не достаточен. Как следствие, из-за низких заработков водители, которые работают сегодня в такси, не являются профессионалами, ведут себя как попало. Работать за 1,5-2 тыс. руб. по 18 часов в сутки высококвалифицированный водитель просто не пойдет.

Уходят от ответственности

Вторая проблема — связана с ответственностью бизнеса. Участники таксомоторных перевозок — это водители, которые занимаются перевозкой, и диспетчерские службы или агрегаторы, которые обеспечивают коммуникацию между водителем и пассажиром. И ключевой вопрос здесь в распределении ответственности. Недавний случай в Петербурге ужасающий, но не первый. Год назад была похожая ситуация с этой же компанией в Москве, тогда погибла девушка. Ключевым моментом в этом деле будет определение юридического статуса компании «Везет». Сама компания позиционирует себя как агрегатор или информационная служба и считает, что не несет ответственности за тот заказ, который организовала. Однако по действующему российскому законодательству это не так.

Юридически перевозчиков на рынке такси нет, есть фрахтовщики. Они заключают договор фрахтования — найма транспортного средства на рейс. Поэтому любой агрегатор или диспетчерская служба является фрахтовщиком легкового такси, заключающего договор фрахтования любым способом связи, согласно уставу автомобильного транспорта. И в соответствии с законодательством, фрахтовщик полностью несет ответственность за заключаемый им договор фрахтования легкового такси. В данном случае получается, что компания перекладывает почти все — от налогов до ответственности — на водителя, а агрегаторы уходят от ответственности и просто получают деньги.

Как пример, агрегаторы прогоняют через свои счета всю оплату, что сказывается на инвестиционной привлекательности компаний. Самый классический пример – Uber, который прогоняет через свои счета миллиарды долларов ежедневно и за счет этого привлекает инвестиции и показывает рост. Тем не менее, за 2015 год оборот компании в России составил 15 млн руб. – это обычный суточный оборот хорошего таксопарка. 

Кроссотраслевой эффект

Кроме того, работа агрегаторов влияет и на другие отрасли экономики. Поскольку система рассчитана на то, что в качестве такси используются личные автомобили водителей, автопром не дополучает заказов на 100 тыс. новых автомобилей в год. Дело в том, что профессиональное легковое такси больше 2-3 лет не держится — оно вырабатывает свой ресурс. Нужны новые закупки, которых не происходит.

Надо отметить, что поведение игроков рынка такси в большинстве описанных выше ситуаций регламентируется федеральным законодательством. Но существует явная проблема в правоприменении и развитии регионального законодательства. Одним из решений проблем может стать более жесткий государственный контроль. Например, должны быть информационные системы, которые бы позволяли получать государству информацию о каждом заказе легкового такси в режиме онлайн от всех агрегаторов для контроля и установления одинаковых правил игры.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
 

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 18:37
Аргентинский президент получил итальянское гражданствоПолитика, 23:02
Левый берег Астаны остался без света из-за кражи кабелейОбщество, 23:01
Какой счет лучше открыть инвесторуРБК и ПСБ, 22:59
WP рассказала о «тихой роскоши» семьи АсадаПолитика, 22:49
Эксперты оценили блокировку Viber в РоссииПолитика, 22:37
Как раскрыть потенциал своих детейРБК и ГК «Родина», 22:30
NBC узнал о желании Трампа завершить конфликт на Украине «в первый день»Политика, 22:06
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Российские экспортеры приостановили поставки пшеницы в СириюБизнес, 21:50
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:40
Отец футболиста сборной Германии признался, что подделал возраст сынаСпорт, 21:37
В Госдуме объяснили блокировку ViberПолитика, 21:36
На прямую линию Путина запретили приносить большие флаги, плакаты и дроныПолитика, 21:34
В АТОР уточнили слова вице-президента о «воспитании» абхазского бизнесаОбщество, 21:19
FSNN сообщила о прибытии бортов Ил-76 на ХмеймимПолитика, 21:14