Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Рынок фрахтовщика: почему пассажиры такси беззащитны

Фото: 2018taxi.ru
Председатель Общественного движения TAXI 2018 Станислав Швагерус:

В Ленинградской области возбудили уголовное дело по факту смерти пожилого мужчины после поездки на такси. Эта история обнажила проблемы регулирования и отсутствие контроля на рынке легковых пассажироперевозок. Если систему не изменить, то виновных может и не найтись.

Ведут как попало

По оценкам участников рынка, в 2015 году рынок такси в России оценивался в 315 млрд руб. Взрывной рост на рынке привел к обострению нескольких системных проблем отрасли. Первая из них связана с тарифообразованием.

Сейчас все признают, что тарифы на легковое такси монополизированы ведущими агрегаторами. Пассажир платит 40% от реальной стоимости, остальное водителям доплачивают агрегаторы, компенсируя низкий тариф. Однако размер этих компенсаций не достаточен. Как следствие, из-за низких заработков водители, которые работают сегодня в такси, не являются профессионалами, ведут себя как попало. Работать за 1,5-2 тыс. руб. по 18 часов в сутки высококвалифицированный водитель просто не пойдет.

Уходят от ответственности

Вторая проблема — связана с ответственностью бизнеса. Участники таксомоторных перевозок — это водители, которые занимаются перевозкой, и диспетчерские службы или агрегаторы, которые обеспечивают коммуникацию между водителем и пассажиром. И ключевой вопрос здесь в распределении ответственности. Недавний случай в Петербурге ужасающий, но не первый. Год назад была похожая ситуация с этой же компанией в Москве, тогда погибла девушка. Ключевым моментом в этом деле будет определение юридического статуса компании «Везет». Сама компания позиционирует себя как агрегатор или информационная служба и считает, что не несет ответственности за тот заказ, который организовала. Однако по действующему российскому законодательству это не так.

Юридически перевозчиков на рынке такси нет, есть фрахтовщики. Они заключают договор фрахтования — найма транспортного средства на рейс. Поэтому любой агрегатор или диспетчерская служба является фрахтовщиком легкового такси, заключающего договор фрахтования любым способом связи, согласно уставу автомобильного транспорта. И в соответствии с законодательством, фрахтовщик полностью несет ответственность за заключаемый им договор фрахтования легкового такси. В данном случае получается, что компания перекладывает почти все — от налогов до ответственности — на водителя, а агрегаторы уходят от ответственности и просто получают деньги.

Как пример, агрегаторы прогоняют через свои счета всю оплату, что сказывается на инвестиционной привлекательности компаний. Самый классический пример – Uber, который прогоняет через свои счета миллиарды долларов ежедневно и за счет этого привлекает инвестиции и показывает рост. Тем не менее, за 2015 год оборот компании в России составил 15 млн руб. – это обычный суточный оборот хорошего таксопарка. 

Кроссотраслевой эффект

Кроме того, работа агрегаторов влияет и на другие отрасли экономики. Поскольку система рассчитана на то, что в качестве такси используются личные автомобили водителей, автопром не дополучает заказов на 100 тыс. новых автомобилей в год. Дело в том, что профессиональное легковое такси больше 2-3 лет не держится — оно вырабатывает свой ресурс. Нужны новые закупки, которых не происходит.

Надо отметить, что поведение игроков рынка такси в большинстве описанных выше ситуаций регламентируется федеральным законодательством. Но существует явная проблема в правоприменении и развитии регионального законодательства. Одним из решений проблем может стать более жесткий государственный контроль. Например, должны быть информационные системы, которые бы позволяли получать государству информацию о каждом заказе легкового такси в режиме онлайн от всех агрегаторов для контроля и установления одинаковых правил игры.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
 

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Над Курской областью за ночь сбили три беспилотника Политика, 07:22
Словаки собрали деньги на 2,7 тыс. снарядов для Украины Политика, 07:06
На Можайском шоссе, МКАД и МСД произошли массовые ДТП Общество, 06:51
Военная техника парада Победы прибывает в Москву. Трансляция Политика, 06:34
В Финляндии ограничат время проведения забастовок Политика, 06:11
Гладков рассказал о последствиях ночной атаки на Белгород Политика, 06:00
Над Брянской областью сбили два беспилотника Политика, 05:47
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Кэмерон призовет Запад извлечь уроки из конфликта России и Украины Политика, 05:41
Нарышкин назвал эскалацией обсуждение отправки западных войск на Украину Политика, 05:14
Грету Тунберг оштрафовали за блокировку входа в шведский парламент Политика, 04:43
Из музея в Англии похитили золотые украшения бронзового века Общество, 04:43
Суд решил не допрашивать сожительницу замминистра обороны Иванова Политика, 04:13
Белгородцев в третий раз за ночь предупредили о ракетной опасности Политика, 04:08
Госдеп увидел угрозу отношениям с Грузией из-за правящей партии Политика, 04:03