
Бизнесу жизненно необходимо в кратчайшие сроки найти замену банковскому кредитованию и по возможности обходиться вообще без банков, неоднократно говорили участники круглых столов РБК Петербург. Похоже, что решение этой задачи готовы предложить сами банки. Недавно Сбербанк запустил собственную краудлендинговую платформу (крайдлендинг — выдача займов юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю физическим лицом — ред.) «СберКредо» и обещает инвесторам доходность вложений до 22% годовых.
Комментируя проект, участники рынка отметили его позитивное влияние на развитие краудлендинга. Эксперты напомнили, что с 1 января 2020 года вступает в силу федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ». По их мнению, лоббистские возможности Сбербанка сыграли не последнюю роль в легитимизации этой услуги в России. Для самого Сбербанка, как считают собеседники РБК Петербург, освоение новой ниши стратегически выгодно, хотя она создает прямую конкуренцию банковскому кредитованию.
Юрий Попов, член наблюдательного совета краудфандинговой платформы «Поток»:
«Выход такого мощного игрока как Сбербанк на рынок краудлендинга поможет этому молодому рынку в его дальнейшем развитии. Ставка 2-2,5% в месяц, заявляемая на сайте для заемщиков, высока при пересчете в проценты годовых, но приемлема для большинства представителей малого бизнеса, ищущих финансирование.
В России пока мало сервисов краудлендинга, потому что запуск такой площадки — дело непростое, небыстрое и недешевое. Надо не только сделать продукт, технически и операционно, но и найти первых инвесторов, готовых разместить займы малому бизнесу. На практике площадка может рассчитывать на стабильный интерес к ней со стороны инвесторов только после того, как покажет первый результат инвестиций.
Тем не менее, рынок очень молодой, площадки только начали появляться. Давайте посмотрим, что будет ним через год-два. Безусловно, одна из сильнейших движущих сил, стимулирующих развитие краудлендинга — это sharing economy [экономика совместного использования — ред.]. Другой тренд — рост прямого кредитования (direct lending), то есть кредитования конечного заемщика без участия банка. Оба тренда значительно усилились в последние лет десять, с началом массового использования современных технологий.