Автопроизводители гадают, когда россияне вернутся в автосалоны
Мировые концерны вынуждены сокращать объемы выпуска машин на российских заводах из-за падения спроса на продукцию. Так, количество автомобилей, собранных на заводах в Петербурге, по итогам трех кварталов осталось на уровне прошлого года. Но автопроизводители не отказываются от рынка России и стран СНГ - они надеются на реализацию отложенного спроса и активность российских соседей.
Как говорится в сообщении агентства "Auto-Dealer-СПб", в январе-сентябре автозаводы выпустили 285 тыс. 900 автомобилей, что на 1% больше, чем за 9 месяцев 2012г. Эксперты Автостата уточняют, что самое ощутимое падение выпуска на петербургских предприятиях было зафиксировано в третьем квартале, когда всеволожский завод "Ford Sollers" сократил работу до двух смен из-за низких продаж в России.
По оценкам аналитиков, петербургский автопром до конца года потеряет как минимум 5% от показателей прошлого года. Объясняется это просто. Уже сейчас продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России по итогам по итогам девяти месяцев этого года сократились на 7% - до 2 млн 46 тыс. автомобилей, сообщает Ассоциация европейского бизнеса. Согласно актуальному прогнозу АЕБ, всего по итогам года будет продано 2 млн. 790 тысяч машин, что на 5,1% меньше по сравнению с показателями продаж в прошлом году.
О падении спроса говорит и сокращение импорта автомобилей. По данным Федеральной таможенной службы, за восемь месяцев в Россию было ввезено легковых автомобилей на сумму 11,44 млрд долл., что на 20,6% меньше, чем годом ранее.
Интересно, что несмотря на общее падение продаж в России некоторые автоконцерны подтверждают свои намерения инвестировать в российские площадки в ближайшие несколько лет.
Так, в сентябре петербургский завод Toyota заявил о расширении модельного ряда - в 2016г. на заводе начнется производство модели Toyota RAV4. До сих пор японский автопроизводитель собирал на петербургской площадке модель Toyota Camry. Инвестиции в запуск дополнительной производственной линии составят около 5,9 млрд руб. С появлением RAV4 компания планирует увеличить мощность завода в два раза: с 50 до 100 тыс. автомобилей в год.
Компания Ford Sollers, в свою очередь, объявила о расширении модельного ряда SUV в России. Завод во Всеволожске не вошел в инвестиционную программу концерна, однако в следующем году будет запущено производство по технологии полного цикла субкомпактного кроссовера Ford EcoSport на модернизированном заводе в Набережных Челнах. Также компания анонсировала старт производства кроссовера Ford Edge, которое будет налажено на заводе Ford Sollers в Елабуге (Татарстан) в начале следующего года.
Петербургский завод Hyundai, по данным участников рынка, также рассматривает перспективы увеличения объемов выпуска. По мнению экспертов, уверенность Hyundai Motor отчасти может базироваться на успешных продажах модели Hyundai Solaris, которые помимо российского рынка, поставляются на Украину, в Азербайджан, Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Молдавию, Армению и Киргизию.
Однако специалисты считают, что перспективы выхода за пределы РФ не нужно переоценивать: еще долго экспорт будет ограничен странами СНГ и Восточной Европы. По словам директора по маркетингу и продажам автохолдинга РРТ Андрея Ивойлова, в России собирают недорогие семейные машины с ограниченным числом дополнительных опций, что не позволяет, к примеру, предлагать наши авто европейцам, предпочитающим богатую комплектацию.
К тому же рынки Белоруссии, Казахстана и Украины значительно уступают по емкости российскому, который, несмотря на спад покупательской активности, все еще позволяет развиваться. Согласно данным Автостата, по итогам сентября Россия остается в тройке лидеров, среди европейских стран, по показателю проданных легковых автомобилей. Лидером стала Великобритания, где было продано 403136 машин (+12,1%). На втором месте остается Германия с показателем 247199 проданных автомобилей (-1,2%).
Эксперты полагают, что автопроизводители надеются на возможный запуск отложенного спроса в России, как было, к примеру, после кризиса 2008г., когда в 2010 и 2011 годах продажи автомобилей росли двузначными цифрами.