Петербургская торговая сеть делает ставку на собственные марки
Основанная в Петербурге сеть магазинов формата дрогери «Улыбка радуги» (специализируется на продаже косметики и бытовой химии) увеличила ассортимент собственных торговых марок (СТМ) на 80% за первое полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты называют рост продаж СТМ одним из главных трендов в российском сетевом ретейле в 2023 году.
«Каждый второй товар»
Как сообщили в пресс-службе ретейлера, на сегодняшний день портфель СТМ этой сети насчитывает более 60 брендов и 4 500 наименований товаров. Среди них такие как Floom, Day Spa, Haus Frau, Ecologica, Valori Professional, Weis, Delicare, INSO, Bambolina и Atto.
Основной объем продаж (более 90%) составляет средний ценовой сегмент. Каждый второй проданный товар в «Улыбке радуги» — это продукция СТМ. Стоимость таких товаров значительно ниже в сравнении с аналогами от известных брендов, поэтому покупательский спрос переключился на собственные торговые марки сети, добавили в компании.
К расширению СТМ подтолкнула политика иностранных брендов косметики и товаров по уходу за домом — многие из них «активно покидают российский рынок, а те, что остаются, существенно поднимают цены на свою продукцию», пояснили в «Улыбке радуги».
Освободили место на рынке
Как ранее сообщал РБК, в 2022 году о закрытии своих магазинов в России объявил, французский концерн L'Oreal (бренды Garnier, Maybelline New York, Lancome, Vichy и др.), американский производитель косметики и средств гигиены Procter&Gamble (бренды Gillette, Oral-B, Pampers, Naturella, Ariel и др.) в значительной степени сократил ассортимент своей продукции в России и прекратил все инвестиции в страну. Один из мировых лидеров по производству товаров повседневного спроса Unilever (бренды Dove, L’Oreal, Rexona и Axe, Domestos, Cif, и др.) приостановил экспорт продукции в РФ, а также ее импорт из России.
Собственные марки косметики
СТМ активно развивают и другие игроки рынка. В августе 2023 года сеть парфюмерно-косметических магазинов «Золотое яблоко» анонсировала выпуск собственной линейки косметики по уходу за кожей под брендом For me by gold apple. Над разработкой продукции компания работала с мая 2022 года.
Руководитель отдела по развитию и маркетингу собственных торговых марок сети «Рив Гош» Елена Власова заявляла РБК Петербург о планах увеличить производство СТМ. «На рынке появились сильные отечественные бренды, которые приобрели популярность как в нашей стране, так и за рубежом. То есть, доверие покупателей к отечественным продуктам и брендам выросло», — поясняла она. Среди СТМ этой сети — такие марки как Eva Mosaiс, «Гурмандиз», РГ Professional, Easy Spa, Five elements и др., часть из которых выпускают на заводе в Петербурге
Схожую стратегию развития в уходящем году выбрал «Л’Этуаль». Компания сделала фокус на брендах, которые производятся в России, и на развитии собственных торговых марок. Лидерами продаж среди СТМ в этой сети называли Dolce Milk, Soda и Moriki Doriki.
По прогнозам экспертов компании NielsenIQ, рост продаж собственных торговых марок — один из главных трендов, который будет определять траекторию развития российского FMCG-рынка в 2023 году. За 12 месяцев, с апреля 2022 по апрель 2023 года, доля продаж СТМ в России (включающем онлайн и офлайн-каналы) превысила 10% в денежном выражении. Сильнее всего доля увеличилась в тех индустриях, которые больше других пострадали из-за ухода западных брендов с точки зрения ассортимента.
Справка
Сеть магазинов «Улыбка радуги» была основана в 2001 году в Санкт-Петербурге Андреем Трубициным. Первые магазины назывались «Ласка», в 2004 году после ребрендинга появилось название «Улыбка радуги». Сеть работает в формате дрогери, является крупнейшей на Северо-Западе и в Поволжье, и второй по величине в России (уступает по количеству магазинов только «Магнит Косметик»). По данным компании, на сегодняшний день федеральная сеть дрогери «Улыбка радуги» насчитывает более 1200 магазинов в России. По подсчетам «Infoline-Аналитики», выручка сети в 2022 году составила 27,7 млрд руб. без НДС, что больше на 19,4% аналогичного показателя годом ранее. По итогам прошлого года «Улыбка радуги» занимала седьмое место в РФ по продажам в сегменте косметики и дрогери.