Instamart прекращает работать с «Лентой» и «ВкусВилл»
Федеральный сервис доставки продуктов Instamart прекратил сотрудничество с сетями «Лента» и «ВкусВилл». Как считает эксперт INFOline, причиной разрыва может быть низкая маржинальность бизнеса доставки. Это заставляет компанию отказываться от партнеров, которые не готовы предложить более выгодные условия сотрудничества. Однако, по мнению участников рынка, сокращение числа партнеров создает для Instamart новые риски.
Минус два
«Instamart уведомил нас о сокращении сотрудничества в связи с наступлением низкого сезона. Мы ведём обсуждение с нашим партнёром о возможном возобновлении сотрудничества», — говорится в сообщении пресс-службы сети «Лента».
Одновременно с этим Instamart прекратил доставлять продукты из сети «ВкусВилл». «Инициатива (об отказе) исходила от Instamart, специфика потребности в доставке наших покупателей не ложится на их экономическую модель», — говорит Лариса Романовская, руководитель направления е-commerce сети магазинов «ВкусВилл». Она поясняет, что значительная часть ассортимента «ВкусВилла» — это продукты со сроком годности 4-7 дней. Из-за этого в магазины «ВкусВилл» покупатели заходят часто, а средний чек при этом невысокий, что снижает доходность бизнеса доставки.
В Instamart прекращение сотрудничества с обоими ретейлерами объясняют тем, что сервис сфокусировался на работе с сетью центров мелкооптовой торговли METRO и сетью гипермаркетов «Ашан». «Instamart, будучи привилегированным партнером METRO и единственным партнером по доставке товаров из сети «Ашан», успешно работает с массовым запросом в Петербурге, Москве и других городах-миллионниках», — комментирует пресс-служба компании.
Сложные переговоры
Для прекращения сотрудничества с «Лентой» у Instamart есть и другая причина. Как пояснили в пресс-службе компании, она связана с вероятным объединением сети с онлайн-гипермаркетом «Утконос». О возможности такого объединения говорил владелец и гендиректор «Севергрупп» (компания владеет 41,9% долей релейлера) Алексей Мордашов в интервью Bloomberg TV на полях ПМЭФ. «Стратегически когда-нибудь, возможно, имеет смысл объединить их, чтобы избежать конфликта интересов», — приводит слова Мордашова Интерфакс. В перспективе интеграция с «Ленты» с «Утконосом» создает угрозу для сервисов доставки, полагают в Instamart.
Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ», считает, что опасения Instamart небеспочвенны. Обладая собственной логистикой и опытом доставки «Утконоса», «Лента» будет иметь более сильные позиции на переговорах с сервисами доставки. «Позиция ритейлера будет такая — сервис доставки не особо нужен, докажите, что вы можете быть нам полезнее, чем собственная служба. Фактически ретейлер будет вынуждать организовывать доставку по себестоимости», — полагает Леонид Делицын.
«Все сервисы доставки, как и сами ретейлеры, сейчас будут ротировать состав партнеров в поисках самых выгодных условий», — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOline. По его словам, хотя сервисы доставки востребованы потребителями, этот бизнес имеет низкую маржинальность, что заставляет их добиваться изменения условий сотрудничества. «Это всегда вопрос лояльности и переговоров с ретейлером. В данном случае Instamart не смог договориться», — комментирует Федяков. По его словам, переговоры с сетями будут проходить еще более сложно, поскольку ретейлеры будут развивать собственные сервисы по доставке.
Опасное сокращение
Однако, как считает Григорий Кунис, сооснователь и управляющий компании iGooods (главный конкурент Instamart в Петербурге) сотрудничать с сервисами доставки более выгодно ретейлерам, чем развивать это направление самостоятельно. «При собственной доставке ретейлер оплачивает полную стоимость перевозки, если сотрудничать с сервисом, то лишь половину стоимости доставки. Кроме того, ему не надо обучать сборщиков, организовывать и продумывать логистику доставки», — сказал Кунис.
Гораздо больший риск для сервисов доставки он видит в сокращении числа партнеров. «Клиента привлекает возможность выбора. Мы явно видим рост конверсии и увеличения числа клиентов в зонах, где мы предлагаем 4-5, а где-то и шесть сетей на выбор», — говорит Григорий Кунис. Торговым сетям тоже выгоднее сотрудничать с разными сервисами, добавляет он — так быстрее расширяется база клиентов, что в свою очередь, приводит к увеличению оборота сети.