Эксперты измерили рост креативных пространств в Петербурге
Растущий интерес к так называемым креативным пространствам Петербурга проявляют как горожане, так и девелоперы. Для горожан это новый вид общественного пространства, для строительного бизнеса — один из способов преобразования территорий. В центральных районах города появляются все новые пространства, которые уже переданы, либо будут переданы в ближайшем будущем под креативные функции. Однако зачастую их функциональное наполнение не различается от площадки к площадке и не отвечает, по большому счету, понятию «креатив». Множатся примеры бизнес-центров или торговых комплексов, позиционирующих себя как творческие пространства при сохранении традиционных коммерческих функций.
По данным исследования «Жизнь и смерть креативных пространств», проведенного Лабораторией качества городской жизни QULLAB, каждый год в Санкт-Петербурге появляется около 20 пространств, которые в той или иной степени обладают признаками креативных. Сейчас такие пространства появляются и на бывших промышленных территориях, и в опустевших особняках, и даже в советских домах культуры.
Если еще несколько лет назад при упоминании креативного пространства в голову приходили только «Этажи», «Ткачи» и «Новая Голландия», то теперь список стал длиннее в несколько раз. «Севкабель Порт», «Артмуза», «Дом Культуры» — вот только некоторые объекты на этом рынке, открывшиеся в последние несколько лет.
Понятие креативного пространства в России трактуют очень широко, зачастую применяя его к музеям, библиотекам и заведениям общепита. В западной же медиасфере формулировку «креативное пространство» найти достаточно сложно. Исследователи и журналисты чаще используют понятие «культурный квартал» для обозначения территориальной единицы и «креативный кластер» — для обозначения системы этих единиц. В России условно договорились называть «креативными» те места, где происходит как производство, так и потребление культурных продуктов.
В рамках нестрогого, но устоявшегося в среде урбанистов определения креативному пространству должен быть свойственен набор характеристик, включающий в себя: производство и распределение креативных продуктов, многофункциональность, открытость и общедоступность пространства, наличие событийной и культурно-социальной (просветительской, благотворительной) деятельности. Немаловажными характеристиками подобного пространства являются также взаимосвязанность активностей резидентов и наличие общей концепции.
Существует несколько вариантов возникновения креативных пространств. Один из вариантов — инициатива снизу: группа активистов создает площадку и становится ее резидентами. Участники такой группы коллективно арендуют недвижимость для совместного творчества, создают концепцию пространства и мероприятий. В пример можно привести пространство КУ на Курской улице или ХОРСЪ на Лифляндской.
Другой способ — бизнес-инициатива, когда собственник (покупатель) комплекса недвижимости инвестирует в пространство, развивая его своими силами или привлекая управляющую компанию. К подобным пространствам можно отнести, например, «Ткачи», «Дом Культуры», «Севкабель Порт» и целый ряд других.
Промежуточным вариантом является деятельность управляющих компаний, специализирующихся на креативных пространствах. Они могут не только действовать в интересах собственников, но и самостоятельно инициировать проекты пространств, находя привлекательные объекты и находя партнеров для запуска площадки. Такие управляющие компании вкладывают в том числе и собственные средства в развитие проектов. Целями этих вложений могут быть как долгое функционирование пространства, так и его перепродажа.
Не все пространства популярны одинаково. В апреле и мае этого года нами был проведен опрос посетителей креативных пространств. На его основе мы составили список самых посещаемых креативных пространств. Так, более 90% людей, которые посещали хоть раз одно из креативных пространств города, были в Новой Голландии или «Этажах». За ними следуют «Голицын лофт» и Арт-центр «Пушкинская 10». Замыкает пятерку самых посещаемых пространств «Севкабель Порт» — почти три четверти опрошенных нами респондентов бывали там.
Одним из главных опасений, связанных с креативными пространствами, является предположение, что часть горожан не будет иметь к ним доступ. И здесь речь идет не о территориальной доступности, а о социальной: предполагается, что подобные территории могут быть «присвоены» определенными социальными группами — хипстерами, представителями творческих профессий и т.п.
По результатам проведенного нами опроса посетителей креативных пространств можно сделать вывод, что типичный посетитель подобного места, по мнению горожан, это «молодой» человек, «студент» и «представитель творческой профессии». Реальный портрет посетителя, полученный по объективным данным в анкетах, соответствует стереотипному только частично. Большинство посетителей среди респондентов исследования действительно оказались молодыми людьми, учащимися или только закончившими вуз. Однако многие не принадлежали к творческой профессии — около 40% опрошенных оказались заняты в сфере IT.
На Западе процесс развития креативных пространств непосредственно связан с джентрификацией — повышением статуса района и увеличением стоимости расположенной в нем недвижимости. В Петербурге же появление креативных пространств пока не вызывает подобных изменений. Основные опасения посетителей и резидентов креативных пространств связаны с тем, что характерный для западных городов тренд докатится до Петербурга раньше, чем новые площадки по-настоящему окрепнут. Очень многие креативные пространства — особенно организованные «снизу» — могут погибнуть по мере роста арендных ставок, превращаясь в стандартные коммерческие объекты, предположили наши собеседники.
Материал подготовлен совместно с Лабораторией качества городской жизни QULLAB. В апреле и мае QULLAB при участии автора статьи провела опрос посетителей креативных пространств. Особую благодарность выражаем Александре Ненько, Валерии Гальченко, Екатерине Дадыкиной и Екатерине Силаевой.