Василеостровский намыв в Петербурге разбирают по частям
ЗАО «Терра Нова», известное как подрядчик «Морского фасада» и ЗСД, лишена права на строительство на прибрежной территории западной части Васильевского острова. Как следует из сообщения на сайте Смольного, вместо комплексного развития территорий намыв фактически отдан под точечную застройку. При этом, по условиям соглашения с инвестором, город будет обязан за собственный счет обеспечивать уже созданные жилые кварталы транспортной и социальной инфраструктурой.
Ранее РБК Петербург писал, что жители освоенных территорий намыва уже ощущают дефицит инфраструктуры. Как считает гендиректор Института территориального планирования «Урбаника» Антон Финогенов, вина за происходящее лежит не только на инвесторе, но и на чиновниках.
«Ситуация вокруг намывной территории на Васильевском острове показывает отсутствие комплексного подхода к градостроительному планированию Петербурга. Вместо того, чтобы стать новой визитной карточкой города, «Морской фасад» напоминает очередную градостроительную ошибку. Без обещанного делового района, без парков территория застраивается фактически в том же формате, что и Парнас», — отметил эксперт в разговоре с РБК Петербург.
Тонкости стратегического инвестирования
«Терра Нова», напомним, реализует проект по комплексному развитию прибрежной территории площадью 476,9 га. Как уже писал РБК Петербург, компания была зарегистрирована в 2006 году. В феврале 2007 года она получила статус стратегического инвестора и заключила соглашение со Смольным на реализацию проекта по обустройству территории. Договор предусматривал строительство Морского пассажирского терминала в западной части Васильевского острова.
В августе 2016 года «Терра Нова» обратилось в комитет имущественных отношений (КИО) Смольного с заявлением о выкупе восьми земельных участков в северной части василеостровского намыва. По договору с городским правительством, инвестор должен был за счет собственных средств разработать, согласовать и утвердить документацию по планировке территории, выполнить землеустроительные и кадастровые работы, а также осуществить работы по созданию намыва и комплексному освоению территории. Работы должны быть завершены до 8 июня 2019 года.
Справка
По данным kartoteka.ru, ЗАО «Терра нова» полностью принадлежит кипрской Asattarius Ltd., которая также владеет долей (0,71%) в ООО «Конгресс-центр Санкт-Петербург». Основным собственником последнего выступает First Quantum Transportation Ltd (95,76%), которую ранее связывали с бывшим депутатом Госдумы от «Единой России» Виталием Южилиным.
В 2015 году выручка ЗАО «Терра нова», по данным kartoteka.ru, составила 6,5 млн руб. (в 2014 — 10,2 млн руб.). При этом чистый убыток компании в 2015 году уменьшился до 307 млн руб. (в 2014 он составил 362 млн руб.).
Выполнено частично
Однако, как следует из сообщения на сайте городского правительства, свои обязательства стратегический инвестор выполнил не полностью. В частности, договор предусматривал, что сформированная территория должна иметь абсолютную отметку плюс 2,9 м в балтийской системе (БС) высот.
«К настоящему времени большую часть кадастрового плана земельного участка вместо территории занимает акватория Финского залива», говорится в сообщении Смольного. При этом основная часть сформированной территории имеет абсолютные отметки до плюс 1,8 … 1,9 м БС.
На запрос РБК Петербург о том, какова будет реакция «Терра Нова» на претензии Смольного, в компании не ответили.
Под точечную застройку
У Смольного имеются претензии и по части темпов жилищного строительства. Оно, как утверждают чиновники, не осуществляется. Вместо этого стратегический инвестор, «передает на договорных условиях сформированные земельные участки для осуществления жилищного строительства юридическим лицам».
Среди упомянутых юрлиц — ряд известных в Петербурге компаний: ООО «Вымпел» (ГК Seven Suns Development), ООО «Морская строительная компания» и ООО «Северная Двина» (ГК «Лидер Групп»), ООО «Десна Капитал» (ЗАО «Ренессанс Констракшн») и ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
Помимо этого, инвестор, как следует из сообщения Смольного, уже организовал продажу земельных участков под застройку. К настоящему времени уже получены разрешения на строительство жилья общей площадью 445 тыс. кв. м. Теперь город, по условиям соглашения с инвестором, должен будет за счет бюджета обеспечивать новую территорию социальной и транспортной инфраструктурой.