Г.Греф два часа выступал в суде в защиту М.Ходорковского
На процессе по делу экс-главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего главы МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева 21 июня по требованию защиты был допрошен глава Сбербанка, бывший министр экономического развития Герман Греф.
Свидетель дал показания в защиту обвиняемых. В частности, Г.Греф отметил, что, если бы руководство ЮКОСа похитило из трубопровода "Транснефти" 20% всей добытой в России нефти, то он бы об этом знал, а ему об этом неизвестно.
Отвечая на вопрос М.Ходорковского о законности покупки ЮКОСом нефти у дочерних компаний по ценам ниже, чем в Европе, Г.Греф подтвердил полное соответствие подобных закупок нормам закона. Он объяснил, что нет ничего необычного в том, что на внутреннем рынке нефть стоит дешевле, чем на европейских биржах. В первую очередь это связано с экспортным налогообложением. Обвинение называет подобные закупки одной из схем хищения ЮКОСом государственных денег.
Отметим, что основную часть вопросов свидетелю задавал подсудимый М.Ходорковский, при этом некоторые из собственных вопросов он назвал "странными". Так, М.Ходорковский спрашивал, не скрывал ли он от Г.Грефа во время личных встреч, что является руководителем холдинга "ЮКОС", а также не скрывал ли он от Г.Грефа различные обстоятельства, связанные с процедурой отчуждения имущества Восточной нефтяной компании (ВНК), входившей в ЮКОС.
Глава Сбербанка ответил, что М.Ходорковский этого не скрывал, и пояснил, что в 1999 году Российская Федерация собиралась продать свою долю в ВНК, однако было обнаружено, что среди активов этой компании отсутствуют акции добывающих предприятий, которые должны были у нее быть. В связи с этим Г.Греф несколько раз встречался с М.Ходорковским. Тогда глава ЮКОСа, по словам Г.Грефа, предложил ему продать государственный пакет ВНК за 18 млн долларов и пояснил отсутствие упомянутых активов опасностью потерять их в связи с иском третьей компании. После этого, отметил Г.Греф, родилась идея о подписании соглашения, предусматривающего передачу данных активов ряду зарубежных компаний с правом последующего выкупа. Глава Сбербанка сообщил, что после того как российские власти одобрили проект соглашения, сам М.Ходорковский подписывать его отказался, в связи с чем председатель правительства РФ обратился в правоохранительные органы. Г.Греф подчеркнул, что, по его информации, позже данные акции были возвращены ВНК и госпакет был продан.
В свою очередь представитель гособвинения в одном из своих вопросов Г.Грефу отметил, что еще в 1999 году руководство ЮКОСа якобы знало о том, что на акции добывающих компаний не может быть наложен арест, однако скрыло это от властей.
В числе "странных вопросов", заданных М.Ходорковским, были также вопросы о том, в чем разница между ближним и дальним зарубежьем, а также о том, продавал ли ЮКОС что-то еще кроме нефти и нефтепродуктов.
Г.Грефу был задан еще целый ряд вопросов, связанных с конкретными документами, которые приобщены к материалам дела, в том числе перепиской Г.Грефа с М.Ходорковским, с органами исполнительной власти и прокуратурой. Кроме того, главу Сбербанка спрашивали о том, помнит ли он, какие органы в какие годы и в каком порядке устанавливали различные тарифы. На многие из этих вопросов Г.Греф отвечал достаточно абстрактно, говоря о "неких комиссиях" и признавая, что может ошибаться.
Кроме того, отвечая на вопросы сторон, главе Сбербанка пришлось прочитать лекции о том, что такое сделки РЕПО, трансферное ценообразование в холдинговых структурах, рыночные цены и переход на единую акцию. Допрос главы Сбербанка продолжался с 10:15 до 12:45 мск, так как, по словам судьи, "свидетель предупредил, что сможет до 12:45".
Адвокаты М.Ходорковского настаивали на необходимости показаний Г.Грефа, так как в 1998-2000 годах он работал первым замминистра Госимущества. Как утверждает М.Ходорковский, он лично обсуждал с Г.Грефом вопросы, связанные с движением акций, которые принадлежали компании, подконтрольной ЮКОСу.
Процесс над М.Ходорковским и П.Лебедевым продолжается, 22 июня в зале суда ждут другого высокопоставленного свидетеля - министра промышленности и торговли России Виктора Христенко.
Защите М.Ходорковского было отказано в вызове в качестве свидетелей других высокопоставленных чиновников, в том числе главы российского правительства Владимира Путина, вице-премьера Игоря Сечина и главы Министерства финансов Алексея Кудрина.
Уже выступили в суде экс-глава Центробанка Виктор Геращенко, который назвал выдвинутые против М.Ходорковского и П.Лебедева обвинения "чушью собачьей", экс-премьер Михаил Касьянов, заявивший, что бизнесмены не могли украсть 350 млн тонн нефти, поскольку этот объем сопоставим с объемом добычи ЮКОСа за 5 лет.
По рассматриваемому делу М.Ходорковский и П.Лебедев обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных п."а, б" ч.3 ст.160, ч.3 ст.174, ч.4 ст.160 и ч.4 ст.174-1 Уголовного кодекса РФ (хищение чужого имущества, вверенного виновному, с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном и особо крупном размерах, совершение с использованием своего служебного положения организованной группой в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также использование их для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности).
По версии следствия, обвиняемые в составе организованной группы с основными акционерами ОАО "НК "ЮКОС" и другими лицами в период до 12 июня 1998 года похитили акции дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания" на сумму 3,6 млрд рублей.
Кроме того, в 1998-2000 годах были легализованы похищенные на эту же сумму акции дочерних обществ ОАО "Восточная нефтяная компания". Также, по версии следствия, в 1998-2003 годах они совершили хищение путем присвоения нефти дочерних акционерных обществ ОАО "НК "ЮКОС", нефти ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Юганскнефтегаз" и ОАО "Томскнефть" ВНК на сумму более 892,4 млрд руб. и легализовали часть этих средств в 1998-2004 годах в размере 487,4 млрд рублей и 7,5 млрд долларов.
Напомним, в мае 2005 года М.Ходорковский и бывший руководитель МФО "МЕНАТЕП" Платон Лебедев были признаны виновными по шести статьям Уголовного кодекса РФ и приговорены к девяти годам лишения свободы. Позднее срок наказания был сокращен до восьми лет. В 2006 году было возбуждено второе уголовное дело в отношении М.Ходорковского и П.Лебедева.