Продажи автомобилей «проседают»: прогноз продавцов и риски покупателей
Индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах Петербурга (данный показатель косвенно характеризует динамику продаж) сократился на 62% в апреле 2022 года по сравнению с мартом, следует из данных ассоциации «Российские автомобильные дилеры» и ГК «Прагматика». Комментируя ситуацию на рынке, эксперты отмечают, что если раньше причиной стагнации в отрасли был недостаток машин у дилеров, то теперь появился дополнительный негативный фактор — дефицит спроса.
Период адаптации
По данным портала Auto-Dealer.ru, всего за первый квартал 2022 года в Петербурге было продано 24850 новых автомобиля. Это на 35% ниже, чем за январь—март 2021 года, когда автодилеры продали 38247 новых автомобиля. В апреле падение продолжилось, хотя и несколько меньшими темпами, чем в предыдущие месяцы. В марте, например, индекс контрактования снизился на 140% от февральского уровня.
По данным портала Auto-Dealer.ru, всего за первый квартал 2022 года в Петербурге было продано 24850 новых автомобиля. Это на 35% ниже, чем за январь—март 2021 года.
О некотором оживлении покупательского интереса говорят и автодилеры. «В апреле количество обращений за автомобилями выросло в дилерских центрах по сравнению с мартом. Это во многом связано с изменением ключевой ставки Банка России, которая в течение месяца уменьшилась с 20% до 14%. Как итог — увеличение числа кредитных сделок и количества кредитных программ от банков», — говорит директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский. По его словам, в апреле доля выданных кредитов на новые машины в салонах «Прагматики» выросла в 1,5 раза по сравнению с мартом.
Покупатель ждет дальше
Тем не менее, как отмечает эксперт «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов, рост покупательского интереса пока не конвертировался в увеличение объемов продаж в дилерских центрах. Отчасти это связано с тем, что на рынке сохраняется дефицит предложения. «Есть те, кто понимает, что нет нужной машины, и ждёт дальше», — поясняет Гаврилов.
Однако специалисты указывают и на другие негативные для отрасли факторы. «Основные драйверы снижения спроса в апреле: существенное укрепление рубля на фоне сохранившихся высоких цены на автомобили, заградительные процентные ставки», — комментирует ситуацию генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий.
По его мнению, участники рынка не смогли реализовать даже имевшийся потенциал спроса, поскольку не предложили покупателю приемлемых цен. «Машин у дилеров и дистрибьюторов было достаточно для того, чтобы продать на 2-2,5 тыс. автомобилей больше, однако участники рынка не спешили с распродажами, поскольку не были уверены в возможности пополнения товарных запасов в ближайшие месяцы. В результате по всем основным легковым брендам рынок апреля просел на 70-80% к апрелю 2021 года», — сказал Роман Слуцкий РБК Петербург.
Участники рынка не смогли реализовать даже имевшийся потенциал спроса, поскольку не предложили покупателю приемлемых цен.
Как отмечает генеральный директор петербургского ООО «Автоцентр «ИСТКОМ» (официальный дилер CHERY, FAW, DFM в Санкт-Петербурге) Нонна Шалина, цены на новые машины не снизились, несмотря на рост курса рубля. По ее мнению, это связано с существенным усложнением логистики, которое привело к соответствующему росту затрат на транспортировку машин и снижению объемов поставок. «Даже в сегменте китайских автомобилей, где проблем с поставками меньше, чем у других, и число машин вполне достаточное, формальное повышение цен составило более 30%», — говорит Нонна Шалина.
Экономика и психология
Однако не исключено, что отсутствие устойчивого спроса на машины имеет не только экономические, но и психологические причины, полагает Нонна Шалина. «Люди сейчас не понимают свою жизненную перспективу, они не уверены в стабильности своих доходов и, соответственно, в способности обслуживать кредит. Хотя условия кредитования сейчас вполне приемлемые, но психологически барьер, обусловленный представлениями о нестабильности, прочно засел в головах людей и побуждает их перенести запланированную покупку на более поздний срок», — говорит Шалина.
Еще одной важной причиной падения продаж она называет банковские депозитные программы под очень высокие проценты (до 20%), вызвавшие переток в марте средств населения на банковские депозиты. «Люди, которые в тот момент собирались покупать машины, соблазнились этими программами и положили приготовленные деньги на трехмесячные вклады», — говорит Нонна Шалина. Оживления на автомобильном рынке она ожидает не раньше конца июня.
Будут ли снижать цены
Что касается возможного изменения цен на новые машины, то в сегменте бюджетных марок оно во многом будет зависеть от того, какую стратегию на российском рынке выберут ведущие китайские производители, полагает Роман Слуцкий.
В сегменте бюджетных марок ценообразование во многом будет зависеть от того, какую стратегию на российском рынке выберут ведущие китайские производители.
«Именно они продолжают оставаться единственными системными поставщиками автомобилей в дилерские сети. Если предположить, что они нацелены в ближайшие месяцы вернуться к своим «довоенным» объемам продаж, а это около тысячи автомобилей в месяц на Петербург, то их автомобили должны стоить еще на 150-200 тыс. дешевле. Такая ситуация вынудила бы всех остальных игроков корректировать свои ожидания по доходу с машины и по объему продаж. Сегодняшние ценовые предложения ведущих китайских брендов позволяют им продавать максимум 300-350 машин в месяц», — пояснил Слуцкий.
По его прогнозу, объем авторынка в Петербурге в ближайшее время будет колебаться в значениях не более 3-5 тыс. новых автомобилей в месяц.
Повтор публикации от 19.05.2022