РЖД наказали за дискриминацию вагонов-термосов
Арбитражный суд города Петербурга и Ленобласти вновь поддержал претензии Управления ФАС по Петербургу к руководству ОАО «РЖД» по поводу «холодильного» дела. Об этом сообщает пресс-служба антимонопольного органа.
Конфликтная история началась в далеком июне 2013 года. Тогда УФАС признало, что железнодорожники нарушили п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции, создав неравные условия для организаций, занимающихся перевозкой скоропортящихся грузов в ускоренных рефрижераторных поездах со станций Санкт-Петербургского узла Октябрьской железной дороги.
Дело в том, что в переходный и летний период 2012 года были сокращены предельные сроки доставки скоропортящихся грузов в вагонах-термосах в поездах общесетевого графика. Это привело к тому, что осуществлять перевозки стало возможно только на расстоянии не более 2 тыс. км от Петербурга. Для перевозки на расстояния свыше 2 тыс. км необходимо было получить возможность отправок грузов по введенной ОАО «РЖД» альтернативной схеме перевозок в ускоренных рефрижераторных поездах. При этом право подготовки формирования составов для отправки в «ускоренные поезда» со станций Среднерогатская и Предпортовая перевозчик предоставил одному из грузоотправителей - ООО «Петербургская логистическая компания» (ООО «ПЛК»). Когда же другой грузоотправитель - ООО «ДС-Транс» - собственными силами попытался создать на станции Предпортовая необходимые условия для формирования составов по технологии «ускоренных поездов», ОЖД послала телеграмму на станцию, где говорилось, что она закрыта для отправки «ускоренных поездов». С этого момента формированием всех составов по «ускоренной» технологии занималась «ПЛК» на станции Среднерогатская. «Таким образом, ОАО «РЖД» необоснованно лишило ООО «ДС-Транс» возможности выхода на рынок перевозок по технологии ускоренных рефрижераторных поездов, фактически предоставив преимущество конкуренту - компании ООО «ПЛК», и тем самым нарушило закон о защите конкуренции», - решило УФАС.
В самом «ДС-Транс» РБК Петербург сообщили, что компании, имеющие возможность перевозить груженые вагоны в составе ускоренных рефрижераторных поездов получают конкурентные преимущества по сравнению с перевозкой общесетевым графиком: расширенная география перевозок, ускорение оборачиваемости вагонов, гарантированные сроки доставки. Для отправки грузов в таком составе, каждый грузоотправитель должен иметь соответствующий пакет документов и подать заявку. Заявка согласовывается при наличии необходимых документов, технических и технологических возможностей осуществления перевозки в ускоренных рефрижераторных поездах (УРП), а перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании принятой перевозчиком к исполнению (согласованной) заявки на перевозку грузов.
По мнению представителей компании, для ограничения доступа грузоотправителей и собственников вагонов к УРП, должностными лицами Октябрьской дороги был назначен посредник – ООО «ПЛК», у которого грузоотправители должны были дополнительно согласовывать перевозку в составе УРП при наличии согласованной заявки формы ГУ-12. По словам представителей «ДС-Транс», ООО «ПЛК» состоял в договорных отношениях с ОАО «Рефсервис» - дочерним обществом ОАО «РЖД», являющимся крупнейшим собственником изотермического и рефрижераторного подвижного состава на всей сети железных дорог и обеспечивал постановку в ускоренный поезд только вагонов собственности «Рефсервиса». Грузоотправители, не имеющие договоренностей с ООО «ПЛК» не имели возможность отправлять грузы в составе УРП. Таким образом, у грузоотправителей был выбор: подписывать контракты с компаниями не являющимися перевозчиками; цены на услуги, которых не регулируются государством, или не иметь возможности перевозить грузы в составе УРП. В итоге железнодорожному монополисту было выдано предписание, согласно которому он должен был разместить на сайте в открытом доступе перечень условий, которые необходимо выполнить грузоотправителям для возможности перевозки грузов по технологии ускоренных рефрижераторных поездов. Решение и предписание Санкт-Петербургского УФАС России были обжалованы в суде. Первая и вторая инстанции подтвердили их законность. Третья кассационная инстанция передала дело на новое рассмотрение, посчитав, что не были исследованы некоторые обстоятельства, на которые РЖД указывало при рассмотрении дела как в УФАС, так и в судах первой и апелляционной инстанций. В итоге, рассмотрев дело повторно, суд первой инстанции в очередной раз признал обоснованность выводов антимонопольного органа.
В настоящее время РБК Петербург запросил комментарий по это истории у пресс-службы «РЖД», ООО «ДС-Транс» и ООО «Петербургская логистическая компания».
Роман Кизыма