СПбГУ назвал виновных в "неэффективности"
В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) ответили на претензии Счетной палаты (СП), которая признала строительство кампуса бизнес-школы вуза неэффективным. Речь идет о строительстве кампуса школы бизнеса на территории комплекса дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача". Аудиторы установили, что за 7 лет с начала реализации проекта не был введен в эксплуатацию ни один корпус кампуса, а сроки реконструкции были сдвинуты на 3 года. Кроме того, СП выявила низкое качество и нарушения при подготовке проектной документации.
СП после проведенной проверки сделала вывод о неэффективной деятельности СПбГУ как государственного заказчика и направила представление ректору вуза и информационное письмо - в Минобрнауки РФ.
Как отмечает СП, в нарушение условий конкурсной документации по выбору генподрядчика, а также требований закона о госзакупках СПбГУ заключил госконтракт на сумму 7,3 млрд руб. с ООО "Сэтл Сити". "Госконтракт, заключенный СПбГУ с ООО "Сэтл Сити", реализуется более шести лет. Первоначальный срок завершения работ был установлен на 30 ноября 2010г. Всего к контракту было заключено 9 дополнительных соглашений, в том числе предусматривающих переносы сроков завершения работ по отдельным объектам. Однако по состоянию на конец 2013г. ни один из объектов в эксплуатацию не введен, по 8 объектам произведена консервация работ", - констатировал аудитор.
Напомним, реализация проекта включает 4 очереди, состоящие из 23 этапов работ. Общая сметная стоимость работ составляет 17,2 млрд руб. Всего правительством РФ было предусмотрено выделение 15,5 млрд руб. в период 2006-2013гг. Кассовое исполнение в 2006-2012гг. составило 7,4 млрд руб.
В СПбГУ, в свою очередь, уверяют, что не только знали о выявленных СП нарушениях, но и сами сообщали о них в надзорные органы, а также пытались их исправить. Во-первых, вуз уточняет, что до 2010 г. функции заказчика исполняло Федеральное агентство по образованию, которое и принимало исходные решения, том числе и по утверждению проекта.
Кроме того, по уверению СПбГУ, сам вуз, начиная с 2008г., начал проводить проверки проекта. Так, после разбирательств было уволено должностное лицо университета, участвующее в заключении госконтракта.
Однако, отвечая на претензию СП об отсутствии лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия у выигравшего конкурс генподрядчика - ООО «Сэтл-Сити», вуз подчеркивает, что генподрядчик привлек в качестве субподрядчика ООО «Интарсия», которое такую лицензию имело.
Также вуз поясняет, что новый руководитель университет, назначенный в 2008г., узнав о возможных нарушениях, решил приостановить строительство до получения всех документов и согласований.
Низкое качество работы проектировщиков было также предметом разбирательства в университете. Именно поэтому в 2008г. университет настоял на проведении государственной экспертизы всей проектной документации. «Именно участие органов государственной экспертизы как в части сокращения общей сметной стоимости, так и в части корректировок проектных решений позволило университету уже на ранних этапах снизить стоимость проекта почти на 40% - до 17,2 млрд руб.», - говорят в СПбГУ. Кроме того, на заседании Попечительского совета Высшей школы менеджмента, проходившем после прошлогодней проверки СП, обсуждались планы по оптимизации проекта в целом (более чем на 2 млрд руб.). Соответствующие обращения уже направлены университетом в министерства и ведомства.
Что касается изменения сроков сдачи объекта, то оно связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, кампус строится вдали от объектов городской инфраструктуры, а также от основных университетских объектов. Это не позволяет планировать работу по введению в эксплуатацию отдельных зданий. Поскольку невозможно начать обучение в аудиториях без строительства столовой и подготовки рабочих мест преподавателей.
Кроме того, как говорят в вузе, задержка сроков сдачи объекта связана с тем, что еще на начальном этапе, в 2006г., «прежним руководством университета было принято ошибочное решение об одновременном строительстве всех объектов кампуса». В 2010г., после анализа ситуации ректором университета было принято решение об организации проекта методом пусковых комплексов. Это позволило в концу 2013г. получить 5 объектов, способных обеспечить проведение научного и учебного процесса, в состоянии высокой строительной готовности (около 90%).
Кроме того, в период 2007–2010гг. из 8,05 млрд руб., запланированных в федеральном бюджете для реализации проекта, было фактически выделено лишь 3,4 млрд руб. "Уменьшение в тот период бюджетного финансирования на 5 млрд руб. негативно сказалось на сроках реализации проекта, - говорят в вузе.
В итоге при условии выделения 530 млн руб., необходимых для завершения объектов первого пускового комплекса, первые 5 зданий могут быть введены в эксплуатацию уже в 2014г., говорят в СПбГУ.