Синий пиджак вместо малинового: какое место занял бизнес в России
Елена Кром, шеф-редактор РБК Петербург:
«В январе наступающего года мы отметим тридцатилетие отпуска цен и других экономических реформ правительства Егора Гайдара — тридцатилетие российского капитализма. С тех пор рыночную идею не отменили (у нас есть и всероссийский День предпринимателя, и госпрограммы поддержки предпринимательства), но популярность ее поблекла.
Можно смело сказать, что мода на рынок осталась в прошлом: в «лихих» 1990-х, когда населению с официальных трибун объясняли пользу капитализма, и в «тучных» 2000-х, когда эта польза стала очевидной — расцвели цветы цивилизации, не виданные советским человеком. Тогда девушки мечтали выйти замуж за бизнесмена — в малиновом пиджаке, на дорогом мерседесе, свободного. Сейчас — мечтают выйти за госслужащего или менеджера госкорпорации: тоже в дорогом (уже синем) пиджаке и на мерседесе — дисциплинированного, подчинившего свою жизнь государственным интересам, а не прибыли.
Тезис о важности предпринимательского сословия — за рамками публичного «дискурса». Когда речь заходит об общих достижениях, то предпринимателей вспоминают в последнюю очередь — или вообще не вспоминают. В результате эволюции общественной мысли снова получилось, что служить обществу можно только за зарплату или себе в убыток. Выражение «они же свой доход получают» чаще произносится с негативной коннотацией.
«Тогда девушки мечтали выйти замуж за бизнесмена — в малиновом пиджаке, на дорогом мерседесе. Сейчас — за госслужащего или менеджера госкорпорации»
Эволюция сознания имеет материальные следствия: во-первых, число предпринимателей (если не причислять к ним самозанятых фрилансеров) не растет, во-вторых — существуют два конкурирующих института: бизнес государственных корпораций, которые преследуют, по определению, общественные интересы, и рыночный бизнес, работающий «на себя». Действуют они зачастую на одних рынках, и второму виду такое соседство дается непросто.
При всем масштабе государственной (или тесно связанной с государством) экономики, осмотревшись, мы обнаружим: почти все, чем мы дорожим в повседневной жизни — теплый хлеб в булочной на углу, кружок каратэ для ребенка, фитнес для взрослых, отель на любимом озере, онлайн-книга на ночь, мобильная связь (частная и, возможно, поэтому лучшая в Европе) — по-прежнему сделано и совершенствуется частными предпринимателями. Когда общие задачи не решаются рыночными способами (например, в силу дефицита платежеспособного спроса), подключается некоммерческая частная инициатива — те же предприниматели, называемые «социальными».
В этом году, осуществляя проект «Герои года. Капитаны свободного рынка», мы удивились, как много «социально окрашенных» частных инициатив можно найти в сегодняшнем Петербурге. Предприниматели занимаются общими делами не в силу корпоративной социальной ответственности (КСО — официальный термин), а потому, что бизнес успешен, когда он user friendly — и в узком, и в широком смысле. Чем сложнее экономическая обстановка — тем больше запросов у потребителей, и тем внимательнее к этим запросам «частники».
«Герои 2021. Капитаны свободного рынка» — медийный проект, направленный на поиск и популяризацию частных инициатив, коммерческих и некоммерческих, делающих жизнь в Петербурге лучше, решающих важные задачи общества, потребителей и бизнеса, способствующих технологическому, рыночному и социальному прогрессу.
Подробнее о «Героях 2021» читайте на сайте проекта.
Парадоксально, но в очень сложный для предпринимателей момент рыночная мечта начала воплощаться — сейчас, через 30 лет роста и эволюции, наш капитализм вошел в пору цветения. В своих лучших проявлениях, он стал давать прекрасные плоды в виде просвещенных и социально полезных проектов, от доступного свежего хлеба до домов культуры нового типа, от беспилотников до передовых медицинских центров.
«Почти все, чем мы дорожим в повседневной жизни — теплый хлеб в булочной, кружок каратэ, фитнес — по-прежнему сделано и совершенствуется частными предпринимателями»
Что касается моды на рынок, то как раз вследствие конкуренции частных услуг с государственными эта мода имеет высокие шансы возродиться. Одно дело, потребитель сравнивает в своих воспоминаниях (тридцатилетней давности), а другое дело — наяву заезжает в муниципальный отель после обычного. Не зря известный инвестор говорил: когда начинается отлив, видно, кто купался голым...».