В Петербурге разработан трамвай с искусственным интеллектом
Петербургский «Горэлектротранс» представил макет беспилотного трамвая на Международном инновационном форуме пассажирского транспорта «SmartTRANSPORT» в Экспофоруме. Макет разработан в лаборатории Центра Национальной технологической инициативы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ). Однако эксперт РБК Петербург сомневается в том, что беспилотный общественный транспорт появится на улицах российских городов в обозримом будущем.
Трамвай с интеллектом
«Горэлектротранс» и СПбПУ подписали соглашение о сотрудничестве, в рамках которого будут проведены научные исследования и научно-технические разработки по модернизации городского электрического транспорта и его инфраструктуры.
Трамвай будет способен двигаться по установленному маршруту, совершать остановки по расписанию и весть мониторинг дорожной ситуации. Как поясняют разработчики, машина будет оснащена системой технического зрения, что позволит распознавать объекты и реагировать на них, избегая, таким образом, аварийных ситуаций. В частности, трамвай будет способен экстренно остановиться при обнаружении нежелательного объекта на путях.
Система управления беспилотным трамваем позволяет централизованно переводить стрелки на путях, переключать светофоры, выстраивать маршрут с остановками. Датчики на путях позволят отслеживать подвижной состав.
Будущее пока не наступило
Впрочем, проект беспилотного трамвая едва ли будет реализован в полном объеме в обозримом будущем, полагает директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra (центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования) Владимир Валдин. «Нынешний уровень развития искусственного интеллекта не позволяет учесть и предугадать все внештатные ситуации, которые могут возникнуть на дороге с учетом сложного, интенсивного движения и открытого доступа к трамвайным рельсам», — пояснил эксперт в разговоре с РБК Петербург.
Однако, по его мнению, использование технического зрения позволяет повысить качество вождения и уровень безопасности на дороге при условии нахождения за рулем вагоновожатого. И такой опыт уже зарекомендовал себя в качестве стандарта в трамвайном движении в Великобритании.
Владимир Валдин также заметил, что подобные проекты жизнеспособны на закрытых и замкнутых территориях, например, в трамвайных депо. «Сейчас трамвайным паркам нужен большой штат водителей-перегонщиков, содержать который очень дорого. Их услуги требуются в неурочное время, которое оплачивается по повышенному тарифу, плюс такие сотрудники заняты не полный рабочий день. Искусственный интеллект мог бы решить эту проблему и осуществлять безопасную перегонку трамваев», — сказал Владимир Валдин.