«Зенит» раскрыл, как «Газпром» зарабатывает на футболе
Петербургский футбольный клуб «Зенит» не получает субсидий или дотаций. Как сообщил председатель совета директоров клуба Александр Дюков в интервью «Спорт-Экспрессу», все свои деньги «Зенит» зарабатывает самостоятельно.
Новые спонсоры
«Клуб зарабатывает сам, и это очень важно. Есть много спонсорских контрактов, в том числе от компаний группы «Газпром». Около 2 млрд руб. клуб получает от спонсоров, не входящих в группу «Газпром», выручка от продажи билетов, абонементов и кейтеринга на небольшом «Петровском» достигала почти 500 млн руб., 600 млн руб. — доходы от мерчандайзинга. А еще есть призовые деньги от УЕФА, и деньги от продажи телевизионных прав. На новом стадионе выручка от билетов и кейтеринга будет увеличена», — цитирует агентство Дюкова. На вопрос о том, зарабатывает ли кто-то из российских клубов больше «Зенита», он ответил: «Думаю, что никто».
Основная стратегическая цель клуба сегодня, по словам Дюкова, войти в число ведущих европейских клубов. «Для того чтобы иметь команду топ-уровня, нужны соответствующие финансовые возможности. Поэтому стратегически важно продолжить устойчиво наращивать доходы клуба из всех источников: match day income (выручку в день матча от продажи билетов, абонементов и кейтеринга), доходы от продажи телевизионных прав, спонсоров, мерчандайзинга, призовые от участия в турнирах», — сказал он. «Будет заполнена новая арена, будет многомиллионное количество просмотров наших матчей по ТВ или в интернете — а в таком случае и новые спонсоры не заставят себя долго ждать», — добавил Дюков.
Это не благотворительность
Разговоры о том, что нужно ограничить участие госкомпаний в финансировании футбольных клубов, Дюков назвал «неконструктивными». «Зениту» повезло, конечно, что у него есть «Газпром», но и для «Газпрома» — это совсем не благотворительность. Те доходы от рекламы, которые «Зенит» получает от «Газпрома», — абсолютно рыночные. Это подтверждено в том числе и УЕФА. Сотрудничество между «Зенитом» и «Газпромом» — взаимовыгодное. Уже как председатель правления компании «Газпром нефть» скажу, что мы полностью удовлетворены нашим взаимодействием с «Зенитом». Спонсорство футбольного клуба для нас — это эффективный инструмент продвижения наших розничных брендов: сети АЗС, брендов Drive-кафе, G-Energy, G-Drive, под которыми мы продаем нашим потребителям масла, моторные топлива, энергетические напитки и разные сопутствующие товары. В условиях стагнирующего рынка мы каждый год наращиваем продажи и получаем дополнительные доходы», — сказал он.
На вопрос о том, насколько оправданы крупные трансферы клуба, менеджер отметил, что «это тщательно просчитанные сделки с коммерческой точки зрения»: «Подобные замечания и комментарии были и раньше: подписав Халка, Витселя, Гарая, «Зенит» подвергся резкой критике, но трансферы подтвердили свою эффективность. Это и трофеи для клуба, и звездочка, появившаяся у нас над лого, и очки, которые «Зенит» принес в копилку России в суммарной таблице коэффициентов УЕФА».
Доходы и зарплаты
Как ранее писал РБК Петербург, за прошлый год «Зенит» увеличил прибыль в 22,5 раза — до 5,6 млрд руб. Выручка клуба за отчетный период увеличилась на 17% и составила 11,7 млрд руб. Поступления от «продажи продукции, товаров, работ и услуг» составили 7 млрд 482 млн руб. Самой дорогой сделкой года для клуба стала продажа Халка за 56 млн евро. Совокупная стоимость еще двух крупных трансферов (Гарай и Витсель), по данным СМИ, составила более 60 млн евро.
Дебиторская задолженность клуба составила около 2,3 млрд руб. При этом кредиторская задолженность за год упала — с 7,4 млрд в 2015 году до 1,7 млрд. Согласно отчетности, на зарплаты «Зенит» потратил 10,3 млрд руб. (за год до этого — 6,9 млрд).