Взять и раздать: пора ли Кремлю разбить общероссийскую «копилку»
Судя по высказываниям министра труда России Антона Котякова в эфире передачи «Познер» на «Первом канале», правительство России не собиралось и пока, похоже, не собирается раздавать гражданам РФ деньги Фонда национального благосостояния (ФНБ). В фонде, по данным Владимира Познера (министр их не оспорил), сейчас накоплено 12 трлн 400 млрд руб.
«Взять и раздать всё, что было сформировано министерством финансов за последние годы как подушка безопасности, — такой вариант не рассматривался. Рассматривался вариант с привлечением части ресурсов на решение текущих задач», — заявил Антон Котяков. В качестве мотивировки он привел следующие соображения: «Каждая страна идёт своим путём. Кто-то идёт по пути выплат физическим лицам, не занимаясь сохранением трудовых коллективов, не занимаясь поддержкой предпринимательства, делая ставку исключительно на рыночные отношения. Мы же попытались сформировать комбинированный вариант. Часть ресурсов направляется на целевую поддержку граждан. А часть направляется в экономику, чтобы стимулировать производство, стимулировать спрос и создать условия для сохранения трудовых коллективов».
Редакция РБК Петербург попросила экономистов и предпринимателей высказать свою точку зрения по этому вопросу.
Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н.:
«Никто и не сомневался, что ФНБ не будут раздавать. Он вообще не для этого предназначен. Его цель — устойчивое состояние пенсионной системы в долгосрочной перспективе, когда потребуется покрытие разрывов в бюджете Пенсионного фонда.
Нынешний кризис еще не самый тяжелый. Сейчас у нас, по данным Минфина, ВВП в апреле просел на 28% (по сравнению с апрелем 2019 года) — но это было абсолютно ожидаемо. Это значит, что стояло всего треть экономики, что не смертельно. Могло быть хуже. В Китае уже по-видимому началась вторая волна эпидемии — 108 млн человек опять посажено на карантин. Скорее всего, вторая волна будет и у нас, как утверждают многие эпидемиологи. Хотя бы по этой причине раздавать сейчас деньги ФНБ широким жестом я считаю совершенно неразумным. Тем более что в федеральном бюджете пока еще есть резервы — специальные фонды правительства для компенсации различных потерь и рисков. Средства ФНБ могут быть задействованы в том случае, если дефицит бюджета ПФР этого потребует.
Коронавирусные компенсации производятся сейчас из бюджетных источников, в частности, из резервного фонда правительства РФ. Который сейчас будет вероятно увеличиваться свыше 3% от расходов бюджета, разрешенных Бюджетным кодексом — недавно была принята поправка, разрешающая это делать и правительству РФ, и властям регионов. Потому что уже очевидно, что 3% на компенсации и прочие выплаты пострадавшим не хватит. Вероятно, в Петербурге такое увеличение произойдет при очередной корректировке городского бюджета.
Раздавать деньги людям сейчас довольно сложно, потому что не известно, сколько работников реально потеряли доходы. Люди только начали в массе регистрироваться на бирже труда, подавать заявления на выплату пособий по безработице, на получение различных компенсаций и т.д. Надо еще проверять, все ли из подавших заявления действительно нуждаются в компенсациях, потому что, как показывает практика, обычно в таких историях довольно много злоупотреблений с помощью поддельных справок и укрывания доходов. Процесс только начался; и сколько реально нуждающихся людей окажется в итоге, сказать сейчас совершенно невозможно. Необходимо обеспечить целевую поддержку наиболее нуждающихся и в достаточном объеме, что невозможно при распылении средств.
Что касается ФНБ, то для того что бы он мог выполнить свою ключевую функцию и обеспечить устойчивость пенсионной системы, его средства должны инвестироваться, а не раздаваться».
Александр Батушанский, генеральный управляющий «Ресторанов Арама Мнацаканова»:
«ФНБ изначально создавался для поддержки в тяжелые периоды благосостояния страны, то есть, граждан и экономики, а не для пополнения бюджета. Он должен тратиться в ситуациях, когда других источников финансирования нет. Обострение дефицита бюджета не относится, по моему мнению, к таким ситуациям, потому что для покрытия такого дефицита есть масса источников как внутри страны, так и вне. Главное — ФНБ должен расходоваться в критических ситуациях, потому что именно для этого он и создавался. Сейчас, как я уверен, ситуация в России критическая — не для бюджета, а для граждан и экономики. Как известно, миллионы людей лишились заработков, а ВВП страны в апреле упал на 28%.
Раздавать деньги всем, «вертолетным» способом, как сделал Дональд Трамп в США, неэффективно, потому что большой группе населения, более или менее состоятельным гражданам, а также тем, кто не потерял заработки, деньги от государства не нужны и они только увеличат инфляцию. Имеет смысл компенсировать потерянные в период запретов доходы россиянам, которым запретили работать в остановленных сферах экономики. Это с одной стороны поддержит людей, а с другой — поддержит спрос на рынках, что позволит бизнесу возобновить свою деятельность после снятия запретов. Бизнес надо конечно, поддержать и специально, например, компенсировать издержки во время простоя, но без сохранения спроса он не сможет восстановиться при сильно сократившемся спросе на его продукцию и услуги. На стимулирование экономики через восстановление спроса и надо тратить средства ФНБ. Иначе зачем он вообще нужен?
Бизнесу и так придется непросто, так как у потребителей в России уже много лет подряд падают реальные доходы и сейчас надо хотя бы не допустить усиления этой тенденции. Потому что иначе это станет вторым ударом по бизнесу после того, как все заработает. Этого можно не допустить только одним, к сожалению, способом — раздав деньги гражданам, потерявшим доходы. Для этого ничего особенного изобретать не надо — достаточно, как, например, в Германии, компенсировать людям хотя бы процентов 70% неполученной зарплаты. Технически сделать это не сложно посредством использования сайта Госуслуг или кабинета налогоплательщика на сайте ФНС, тем самым решив и задачу массовой цифровизации отношений граждан с государством. Для поддержки бизнеса можно применять критерий о сохранении компанией 90% штата и всей нынешней процедуры, которая сейчас применяется для получения 12 130 рублей. Только суммы должны быть хоть в какой-то мере соразмерны самому бизнесу. Ориентиром размера поддержки может являться объем уплаченных в 2018-2019 годах всех видов налогов и отчислений. Это немного усложнит процедуру, но и ПФР и ФНС, как я уверен, справятся с предоставлением федеральному казначейству необходимой информации. Но даже без поддержки бизнеса главное — это одномоментная поддержка людей, как основного двигателя потребительского спроса на рынке. Мы сильные, мы справимся, были бы у людей деньги на наши услуги и продукты».
Дмитрий Травин, научный руководитель Центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге:
«У меня нет определенной позиции по вопросу о том, надо ли тратить деньги ФНБ полностью, частично или не тратить вовсе. Важно понимать последствия того или иного решения. Они будут зависеть от того, как долго будет продолжаться кризис в экономике и насколько сильное воздействие он окажет на Россию.
Если предположить, что кризис закончится сразу после завершения эпидемии, то есть, в лучшем случае в конце лета, как утверждают многие эпидемиологи, и второй волны не будет, то в ближайший месяц-два можно раздать ФНБ. Тогда экономика снова заработает.
Но я думаю, что будет хуже. У меня мало надежды, что наша экономика в августе-сентябре вдруг воспрянет и заработает на докризисном уровне. Она и до кризиса была не слишком успешной, а после кризиса она наверняка окажется в еще более плачевном виде.
Нас ожидает несколько рисков. В худшем варианте они могут реализоваться все вместе. Риск первый: кризис не закончится вместе с эпидемией, либо случится вторая или третья волна эпидемии и придется снова сажать людей и компании на карантин. Риск второй: цены на нефть хотя сейчас и растут, но маловероятно, что через месяц или два они вернутся на уровень выше 50 долларов за баррель. Бюджет какое-то время будет недобирать доходы. Риск третий: многие предприятия, оказавшись в тяжелом положении перестанут платить налоги. Многие из них закроются и не восстановятся. Часть экономики рухнет. В результате наш бюджет будет недополучать налоги не только от нефти, но и от производства. Недоплата налогов станет затяжным явлением.
При таком раскладе если мы потратим большую часть ФНБ в ближайшие месяцы, то государство вынуждено будет объявить, что «подушка безопасности» кончилась и всем придется выживать самостоятельно, поскольку поддержка будет минимальной или ее не будет вовсе. А если еще и бюджет будет дефицитным, то придется сокращать как текущие расходы, так и будущие. То есть, придется резать «по живому» — зарплаты бюджетников, силовиков, расходы на ОПК, на инфраструктуру и т.д. Либо прибегать к большим заимствованиям.
То есть, при краткосрочном кризисе ФНБ можно сейчас потратить. Но если он будет длиться долго и со сложными последствиями, то властям придется быть очень жесткими и многим денег недоплачивать, по сравнению с их доходами прошлых лет, либо наращивать долги».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции
Записал: Владимир Грязневич