Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

По германскому пути: в России начинается новая реформа образования

Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru
Фото: Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Руководитель петербургского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Марина Шишкина направила обращение председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с призывом отказаться от реформы среднего профессионального образования. Речь идет о планах Министерства просвещения РФ вдвое сократить число специальностей в колледжах и сроки обучения за счет объединения и укрупнения учебных программ. По оценкам главы ведомства Дмитрия Глушко, это поможет повысить интенсивность практического обучения в колледжах, популярность которых растет с каждым годом — в прошлом году, по его словам, в российские колледжи поступило 1,2 млн первокурсников, в этом году это число вырастет еще на 50 тыс. человек.

Шишкина назвала решение властей «непродуманным» — по ее мнению, реформа может привести «к самым непредсказуемым последствиям». «Ускоренные курсы актуальны в кризис, например, в военное время — тогда по понятным причинам трактористы срочно переучиваются на танкистов, старшеклассники осваивают штыковой бой, а воспитанницы балетных училищ — навыки оказания скорой медицинской помощи. Но в чем необходимость одномоментного перевода колледжей на ускоренную систему обучения сейчас?», — отметила Шишкина.

Иного мнения придерживается социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Даниил Александров. По его словам, реформа может положительно отразиться на системе среднего образования в России, но некоторые идеи чиновников вызывают беспокойство у собеседника РБК Петербург.


Даниил Александров, социолог, профессор Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге:

По германскому пути: в России начинается новая реформа образования

«В адрес реформы среднеспециального образования звучит много критики, но она, на мой взгляд, неоправдана. В частности, говорят о сокращении числа специальностей. Мне кажется, суть реформы не в сокращении, а в объединении специальностей. Ничего плохого в этом я не вижу. Номенклатура образовательных программ, которая сейчас есть в среднеспециальном образовании, очень громоздкая. Если мы откроем этот список, то там, например, по направлению «Информационная безопасность» будет пять номеров специальностей. Базовые знания у всех одинаковые; учитывая, что технологии меняются каждые пять лет, студентам лучше обучаться по одному общему профилю, а реальные навыки получить на рабочем месте. И, может, надо учиться в колледже меньше, а потом проходить еще обучение на работе. Идея коротких курсов в целом хороша: в сегодняшнем быстроменяющемся мире человек в 20 лет получает диплом; и вполне вероятно, через 5-10 лет ему уже понадобятся другие навыки.

Многих беспокоит идея Министерства просвещения сократить сроки обучения в колледжах. Не думаю, что сокращение сроков повлияет на качество образования. Во всём мире понимают, что реальная рабочая специальность обретается на работе, а не в стенах училища. Самые сильные специальности в Европе — это специальности, полученные по двойной системе, когда часть недели человек работает в реальной компании, а часть — учится в школе, аналогичной нашим техникумам. Такой подход используется, например, в немецко-швейцарской системе образования, и, как мы видим, Германия — лидер по современной промышленности и подготовке квалифицированных рабочих.

Однако некоторые идеи чиновников вызывают беспокойство. Мне, например, показалось, что они хотят усилить федеральный контроль за средним образованием через федеральный образовательный стандарт и проверки. Не думаю, что это правильно. Наша нынешняя система профессиональной подготовки пришла из Советского союза, где была плановая экономика и плановая подготовка кадров. У людей в Госплане было четкое представление, сколько выпускников и каких техучилищ будет нужно. Плановая система показала свою неспособность работать в развивающейся экономике. Сейчас мы пришли к иным способам управления экономикой, однако продолжаем планировать выпуск людей из государственной системы образования. Это глубоко порочный принцип. Нужно, наоборот, больше полномочий отдавать в регионы, чтобы они реорганизовывали систему среднего профессионального образования и готовили специалистов с учётом специфики регионального рынка труда».


Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции

Подготовила: Виктория Саитова

Повтор публикации от 15.03.2021

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 10 декабря
EUR ЦБ: 89,43 (-0,28)
Инвестиции, 08:48
Курс доллара на 10 декабря
USD ЦБ: 76,81 (-0,47)
Инвестиции, 08:48
Сколько Узбекистан зарабатывает на экспорте лимонов РБК и РЭЦ, 09:33
Что получилось из коллаборации книжного магазина и девелоперской компании Стиль, 09:31
Посол Франции заявил, что его страна открыта для россиян
РАДИО
Политика, 09:30
WP узнала план США по нейтральной зоне и корейскому сценарию для Украины Политика, 09:30
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Работает ли при разводе «легенда», что бизнес приобретен на личные деньгиПодписка на РБК, 09:16
Песков сообщил, что Путин иногда сам садится за руль без сопровождения Общество, 09:11
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Как данные меняют российский бизнес и что они говорят о потребителе Радио, 09:02
Переговоры о зарплате стали «шоком» рынка трудаПодписка на РБК, 09:01
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
IT-«внучка» «Ростелекома» провела IPO на ₽3 млрд Инвестиции, 08:59
FT узнала о спешке ЕС в бессрочной заморозке активов России Экономика, 08:57
Посол Франции назвал, что нужно держать в уме для отношений с Россией
РАДИО
Политика, 08:46
Песков ответил на слова Буданова о «прослушке Кремля» Политика, 08:36