Лента новостей
6 технологических трендов: как меняется жизнь 10:17, Стиль Нападающий дортмундской «Боруссии» установил рекорд чемпионата Германии 10:16, Спорт Илон Маск открыл в США первый подземный скоростной тоннель 10:09, Технологии и медиа Криптовалюты: что происходит с виртуальными деньгами сегодня 09:59, РБК и EXMO «Эксперт РА» подтвердил рейтинг ВСК на уровне ruАA​ 09:55, Пресс-релизы Трамп пообещал «художественно оформленную» стену на границе с Мексикой 09:42, Общество Как сделать ЗОЖ-блюдо вкусным 09:36, РБК и Barilla СК завел дело из-за гибели пенсионерки при прорыве теплотрассы на Урале 09:32, Общество Visa решила запустить переводы с карты на карту по номеру телефона 09:14, Финансы Куда пойдет цена бензина завтра: экономический тест для бизнесменов 09:09, РБК и Thomson Reuters Счетная палата отчиталась о недостигнутых медицинских показателях 09:00, Экономика Упущенные возможности: что общего у механизма СРП и Энергетической хартии 08:59, Мнение Чего застройщики ждут в следующем году: прогнозы крупных компаний 08:58, PRO Смартфон Huawei P20 Pro: как сделать хит, опередивший время 08:30, РБК и Huawei Не дольщик, а инвестор: стоит ли покупать облигации застройщиков 08:30, Quote Жертвами пожара в Удмуртии стали четыре человека 08:25, Общество Роструд напомнил о шестидневной рабочей неделе перед Новым годом 08:16, Общество Эксперты назвали мешающие восстановлению отношений России и ЕС факторы 08:00, Политика Роскачество протестировало детские конструкторы 08:00, Общество Бизнес-сериал: как сплотить команду за два дня 07:42, РБК и Volkswagen Япония выразила протест из-за общежития для российских военных на Курилах 07:14, Политика В России сократилось количество дел о разжигании ненависти 07:00, Общество Суд в США оштрафовал Google и Facebook по делу о политической рекламе 06:22, Технологии и медиа Госдеп санкционировал продажу Турции ракетных комплексов Patriot 05:51, Политика Тысяча и одна идея для дизайна и ремонта квартиры 05:50, РБК и PSN Group Четверть работодателей в России призналась в намерении сократить штат 05:48, Общество Помпео поговорил с главой новой церкви Украины 05:03, Общество Белый дом заявил о решении Трампа поехать на форум в Давос 04:38, Бизнес
Российская таможня злит международных перевозчиков
Санкт-Петербург и область, 20 мар 2015, 10:46
0
Российская таможня злит международных перевозчиков

Конфликт с предысторией

«Книжка МДП» (Carnet TIR) - это документ Международного союза автомобильного транспорта, разрешающий грузовикам пересекать все границы без проведения промежуточного контроля груза до прибытия в конечный пункт назначения. По сути, книжка МДП представляет собой гарантийную систему (каждый перевозчик платит сейчас 8 тыс. евро в фонд МДП, из которого АСМАП компенсирует неуплаченные таможенные пошлины, если груз не доходит до места назначения), позволяющую свести к минимуму расходы транспортных операторов и внешнеторговых организаций, обеспечивая при этом собираемость таможенных сборов.

В России с 1982 года управление системой TIR осуществляет АСМАП. Несколько лет назад ФТС заявила, что российские грузоперевозчики злоупотребляют книжками МДП, используют различные криминальные схемы при прохождении через границы России грузов по системе TIR, в том числе, сознательно занижают стоимость декларируемых товаров, используют подложные платежные документы и т.п. ФТС также обвинила АСМАП в выдаче книжек МДП несуществующим фирмам или фирмам «однодневкам», которые ликвидируются сразу после пересечения грузом границы. АСМАП отвечала на это, что злоупотребления книжками МДП носят случайный характер и что выявляемые ФТС случаи контрабанды при TIR-перевозках за единичными исключениями опровергаются в ходе судебных разбирательств. При этом перевозчиков особенно возмущало то, что их пытаются поймать на «ерунде», в то время как реальная контрабанда гигантскими потоками течет через «окна» на границах, контролируемые силовиками.

Тем не менее ФТС начала ограничивать пропуск грузовиков через границы по книжкам МДП. К началу весны 2014 года такой пропуск был фактически прекращен (формально пропускали, но подвергали жесткой проверке, нередко многодневной) на всех российских границах, за исключением шести пунктов на Карельской, Мурманской и Балтийской таможнях, а также на пунктах Брусничное и Светогорск Выборгской таможни. По словам руководителя филиала АСМАП по СЗФО Александра Дацюка, «такая политика, конечно, осложнила жизнь перевозчиков в том плане, что, с одной стороны, пришлось оформлять дополнительные документы для обеспечения таможенных платежей, а с другой, привела к увеличению затрат на перевозку грузов».

Параллельно с ограничением пропуска ФТС, также ссылаясь на участившиеся случаи контрабанды, стала закрывать таможенные посты на логистических терминалах частных компаний, в том числе в Петербурге, где эти терминалы были построены по призыву Смольного, стремившегося развивать выгодный для города транспортный бизнес. В результате логистические операторы потеряли миллиарды своих инвестиций и практически весь бизнес, который основывался на растаможивании грузов, перевозимых главным образом членами АСМАП.

Таможенные посты ФТС стала переносить на терминалы, подконтрольные (собственные или арендуемые) вновь созданному при ФТС ФГУП «РОСТЭК», а от членов АСМАП - требовать страховок от «проверенных» компаний ООО СК «Арсеналъ» и «Адал» (вместо книжек МДП). Между тем, Экспертная группа при Союзе транспортников России опубликовала заключение, в котором утверждается: «Деятельность ООО СК «Арсеналъ» … не соответствует действующему законодательству РФ и нормам Таможенного Кодекса Таможенного Союза… Схема обеспечения уплаты таможенных платежей с участием ООО СК «Арсеналъ» не обеспечивает решение задач, декларируемых ФТС России, и не может служить заменой системе МДП…».

Началась «война»

Этими действиями ФТС настроила против себя участников нескольких рынков – терминальщиков, экспедиторов, перевозчиков, таможенных брокеров, в чей бизнес ФГУП «РОСТЭК» также стало активно внедряться. Больше всех пострадали терминальщики, которые возглавили борьбу бизнеса против руководства ФТС. Они обвинили таможенных чиновников в саботаже подписанной Россией Конвенции МДП и создании коррупционной кормушки в виде ФГУП «РОСТЭК», которое возглавили люди, близкие к руководству ФТС. В этой борьбе самое активное участие приняла АСМАП, позиции которой значительно усилились после того, как в конце 2011 года ее президент Евгений Москвичев был избран председателем Комитета по транспорту Госдумы.

Битва продолжалась несколько лет. О том, к каким методам прибегала ФТС, на конференции весьма эмоционально рассказал Е.Москвичёв: «В течение 2013 – 2014 годов администрация АСМАП пережила все возможные проверки федеральных надзорных органов, начиная от Генпрокуратуры и кончая пожарниками. Нас проверяли все, кто мог на нас настучать, обвинить в криминале. За один год нас проверили 192 человека. Даже меня лично проверили – как я езжу в Ростов в командировку, с кем сплю и все такое. И семьей моей занимались, и подкидывали кое-что. После всего этого, нам уже некого больше бояться. Мы и не боимся».

В конце-концов бизнес, при поддержке Торгово-промышленной палаты РФ и Минэкономразвития, сумел убедить Кремль в своей правоте. В результате в 2014 году ФГУП «РОСТЭК» было ликвидировано (точнее, лишено права заниматься приграничным бизнесом).

«Они нам мстят»

В то же время пропуску грузовиков по системе TIR ФТС по-прежнему всячески препятствует. Руководители АСМАП уверены, что «война с книжками МДП» является местью ФТС за ликвидацию ФГУП «РОСТЭК».

«Как только предъявляется книжка МДП, начинается экзекуция – по-другому не назовешь. Некоторые сдаются, оформляют новую гарантию через «Арсеналъ», а тех, кто стоит на своем, гоняют на проверку кругами», - описал ситуацию генеральный директор АСМАП Андрей Курушин. Участники конференции приводили яркие примеры «экзекуции». «В декабре нам сказали, что через Торфяновку [крупнейший пункт пропуска на Выборгской таможне, где ФТС не хочет пропускать грузовики по книжкам МДП] можно ехать по TIR. Мы загрузили 7 машин. Все машины встали [на таможне]. Две простояли по 2 дня, еще две машины простояли 24 дня! Мы потом доказали, что ни в одной из этих машин нарушений не было», - с возмущением рассказал Дмитрий Кадомский, заместитель генерального директора ОАО «Совавто-С.Петербург».

Руководство АСМАП подготовило подробную справку о действиях таможенников – «честную», как специально подчеркнул на конференции президент ассоциации – и 25 февраля этого года вручило ее президенту Путину. «И он написал на ней – «разобраться, доложить!», - сообщил Е.Москвичёв. В тот же день Путин подписал поручение правительству РФ «до конца февраля обеспечить непрерывное действие на территории РФ конвенции МДП и соглашения с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП)…».

Однако, как утверждали перевозчики на конференции, ситуация в пунктах пропуска не изменилась. Более того, фактической реакцией на поручение Путина стало появление в начале марта «черного списка» из 44 компаний (14 - члены АСМАП СЗФО), которые не допускаются к процедуре TIR. «В список были включены те компании, у которых есть серьезные нарушения правил или многократные нарушения, т.е. три и больше», - объяснил участникам конференции начальник отдела контроля за таможенным транзитом СЗТУ Михаил Серебренников, подчеркнув, что отказ в пропуске таким нарушителям предусмотрен Конвенцией МДП.

Перевозчики грозят выйти на дорогу

До конца марта руководство АСМАП проинформирует Путина о том, как исполняется его поручение. «Но до этого я вынужден буду 20 марта выступить в Госдуме с политическим заявлением о том, что начинается парламентский контроль за деятельностью таможенных органов, - заявил председатель Комитета ГД по транспорту. - Мы поедем на Торфяновку и будем смотреть по каждой книжке МДП – кому таможня отказывает, а кому не отказывает».

ФТС, в свою очередь, предпринимает «ход конем» - пытается лишить АСМАП полномочий по выдаче книжек МДП и передать это право другой организации, которая станет «национальным гарантийным объединением» по Конвенции МДП. Усилиями руководства ФТС в поручении Путина от 25 февраля появилась запись о том, что к июню правительство должно «принять исчерпывающие меры по определению национального гарантийного объединения в рамках конвенции МДП» и «обеспечить включение в соглашение с национальным гарантийным объединением обязательств, предусматривающих повышение уровня ответственности сторон соглашения при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита».

А ФТС письмом от 20 февраля проинформировала АСМАП о том, что 30 июня 2015 года произойдет расторжение соглашения с ней об обязательствах, связанных с применением таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП. Впрочем, руководство АСМАП намерено бороться за сохранение своего статуса. Но главное для перевозчиков даже не это. «Книжка МДП должна работать!», - сформулировал Е.Москвичёв.

Владимир Грязневич