Сразу несколько рестораторов из Петербурга выходят в Дубай
Сразу несколько ресторанных проектов из Петербурга запланировали в этом году выход на рынок Дубая (ОАЭ). В первую очередь, в этом эмирате предпринимателей привлекают низкие налоги и непривычно быстрая окупаемость бизнеса. Опрошенные РБК Петербург эксперты называют дубайский рынок высококонкурентным, но замечают, что ситуация в последнее время меняется, в том числе, за счет переезда состоятельных российских граждан, роста туристического трафика и изменений в алкогольном законодательстве.
Петербург в Эмиратах
Об открытии своих проектов в Дубае заявили уже несколько петербургских рестораторов. Так, предприниматель Артем Гудченко, владелец ресторанов Ecliplse и грузинских бистро Askaneli, собирается запустить ресторанный проект в ОАЭ в сентябре 2023 года. Он подтвердил РБК Петербург информацию о запуске проекта в этом году, но пока воздержался от комментариев. «По прогнозам, в Дубае к концу [2022] года будет 600 тыс. человек из стран СНГ — России, Белоруссии, Казахстана, Украины. Это больше 10% населения. Им не нужно объяснять, что такое хинкали, хачапури, Киндзмараули, Цинандали», — говорил в октябре прошлого года Артем Гудченко в интервью MarketMedia. Как следует из интервью, сейчас также прорабатывается возможность получить алкогольную лицензию, так как единственный грузинский ресторан в Дубае Old Tbilisi работает без нее.
Также к началу лета открыть ресторан в Дубае собирается Алексей Буров, владелец группы Dream Team (петербургские рестораны Smokt BBQ, «Фарш и Бочка», «Траппист», «Форно браво»). Дмитрий Блинов, шеф и владелец гастробара DUO, ресторанов Harvest и Frantsuza Bistrot, тоже открывает ресторан в Дубае в партнерстве с Алексеем Феликсовым, создателем сети пекарен «Цех 85». Как пояснил Феликсов, он отвечает в проекте только за инвестиции — все содержание проекта прорабатывает Дмитрий Блинов. Подтверждая РБК Петербург факт открытия ресторана, Блинов воздержался от комментариев. К открытию ресторана в этом эмирате готовится и Italy&co, сообщили РБК Петербург в компании. «Интересуется Дубаем» и Арслан Бердиев, шеф и совладелец ресторана Birch, пишут СМИ.
Примечательно, что один «петербургский» проект — ресторатора Александра Бельковича — уже работает там с конца 2018 года. Это двухэтажный Ketch up Burger на территории центра развлечений, недвижимости класса люкс и шопинга Bluewaters Island. Здесь подают бургеры, а также блюда из рыбы, и проводят вечеринки с диджеем. Средний чек в ресторане варьируется от 43 до 75 дирхамов (750-1350 рублей).
Пионеры экспансии
В последние годы в Дубае активно открывались заведения рестораторов из Москвы и некоторых других регионов России. Например, здесь работает ресторан московского ресторатора Аркадия Новикова Novikov Dubai. Заметный игрок с российскими корнями, сеть пекарен выходца из Сибири Артема Логина L’ETO открыла в ОАЭ уже 15 точек. Из других российских проектов можно отметить также Virgin Izakaya, кафе Angel Cakes в Dubai Mall и на Bluewaters, Pims на JBR.
В октябре Федор Овчинников, владелец DoDo Brands, купил там действующую пиццерию и открыл на ее месте заведение под своим брендом drinkit/dodo. Как сообщил предприниматель в своем Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена — ред.), он рассчитывает на экспансию в странах Залива. В декабре в Дубае запостилось еще одно заведение с российскими корнями, пишет Телеграм-канал «Сысоев FM в Дубае» — здесь отрылся проект DOM, от Артема Пастушенко и Амира Гильдермана (Royal Arbat, «Жуковка 72»). Концепт — квартира друзей. Александр Сысоев, ведущий Telegram-канала о ресторанах Дубая, известен как инвестор и организатор Российского ресторанного фестиваля. Теперь он ведет свой канал о ресторанной жизни в Дубае, у которого более 18 тыс. подписчиков.
На фишках не выехать
Несмотря на ажиотаж, сопряженный с ростом русскоязычного населения Дубая, запуск ресторана в эмирате связан с трудностями и рисками, о которых в комментарии РБК Петербург рассказал Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства INFOLine (у агентства тоже есть филиал в Дубае). «Если взять сегмент премиум, здесь важен фактор локации и важен фактор стандартов качества проекта. Конкуренция здесь очень высокая (в настоящее время в эмирате работает около 10 тыс. ресторанов — ред.). В Дубае есть международные бренды, франчайзинговые проекты, есть достаточное количество ресторанов, которые отмечены «мишленовскими» звездами. Это говорит о том, что местная премиальная публика знает толк в качественной еде», — отмечает он.
Об этом же говорит СЕО Art Bloggers Анна Магрицкая в разговоре с изданием Moskich Mag: «В Дубае вообще можно найти любую кухню, от русской в кафе «Сказка», где готовят гречку с котлетами, до заведений сирийской и ливанской кухни — в последних обычно огромные порции и очень демократичный ценник».
«Только на ярких фишках здесь не выехать. Нужно, чтобы проект по ряду параметров соответствовал запросам требовательной публики. Это и качество блюд, и расположение самого заведения, качество персонала. Например, Аркадий Новиков открыл объект в «Дубай моле» — это крупнейший в мире торговый центр, там почти во все рестораны можно попасть только по предварительной резервации», — говорит глава INFOLine.
Строгие правила
Еще одна сложность — строгие правилах ведения бизнеса, на которые иногда закрывают глаза даже в европейских странах. В первую очередь речь идет о полностью «белой» работе персонала. Например, если сотрудник приезжий, ему в обязательном порядке оформляется рабочая виза — ее стоимость составляет до 1,5 тыс. долл. Рестораторы из России рассказывают, что затраты на персонал оказались здесь сопоставимы с затратами если не аренду, то на ремонт помещения. «Это надо учитывать, так как успех в общепите сильно зависит от персонала. Ты можешь потратить деньги, а человек не будет у тебя работать. И это такой большой риск, который тяжело контролировать. Зарплаты должны быть конкурентноспособные. Текучка должна быть минимизирована. Персонал при этом очень космополитичный. Во многих ресторанах работает очень смешанная команда — здесь могут быть и европейцы, и африканцы, выходцы из Юго-Восточной Азии, Пакистана или Индии», — рассказывает Иван Федяков. Но русскоязычные официанты сейчас пользуются повышенным спросом.
Кроме того, в Дубае довольно высокая стоимость продуктов. Здесь почти нет сельского хозяйства — и все продукты импортные. По данным экспертов, инвестиции в ресторанный проект в Дубае может начинаться от 40 млн рублей, учитывая аренду, оформление виз персонала, получение лицензии, ремонт и покупку оборудования.
Низкие налоги и алкогольные перемены
Из бесспорных плюсов ОАЭ игроки рынка называют низкие налоги — НДС здесь составляет 5%. Скоро, однако, в эмирате появится налог на прибыль — 9%. Также эксперты обращают внимание на быструю окупаемость вложений. «Рестораны успешных проектов переполнены, есть даже листы ожидания, и за вечер оборачиваемость столика может составить 3 раза. Здесь не пьют, вернее, много не пьют, но посетители могут смениться несколько раз за вечер — это компенсирует издержки», — говорит Иван Федяков.
Также настоящим клондайком для рестораторов в Дубае может стать алкогольная лицензия. «Далеко не во всех ресторанах есть алкоголь. Но если наши парни приехали оторваться, чеки в 300-500 тыс. рублей за вечер — это обыденность. Здесь это происходит регулярно…Алкоголь очень дорогой. Фраза «нам бутылочку водки на стол» — может обойтись в цену подержанного автомобиля в России», — добавляет он. Отметим, что с 2023 года в Дубае на год отменили налог на продажу алкоголь — 30% (с продажи алкоголя взимается НДС 5%). Лицензии будут оформляться бесплатно. Игроки ресторанного рынка говорят, что алкогольную лицензию получить нелегко, но реально.
Самый обнадеживающий фактор — стремительный рост потока туристов, которые становятся посетителями новых ресторанов. В Дубае, где проживает 3,3 млн человек, число туристов в прошлом году достигло 20 млн.