Перейти к основному контенту
Истории года⁠,
0

Как петербургский интернет-сервис заработал 34,8 млрд на кризисном рынке

Основатели компании eLama Максим Горбачев и Алексей Довжиков
Основатели компании eLama Максим Горбачев и Алексей Довжиков (Фото: пресс-служба )

В минувшем году частная инициатива продолжала развивать Петербург. Нужна особая предпринимательская смелость, чтобы двигаться в плотном тумане неопределенности, когда все факторы, влияющие на бизнес, резко изменились. Но энергичные люди рисковали, развивали проекты и запускали новые. Кому-то удалось и расширить собственные позиции на рынке, и поддержать других — потребителей, смежников, отрасль — новыми продуктами и технологическими решениями.

В цикле публикаций «Истории года» РБК Петербург собрал примеры нестандартных коммерческих проектов и социальных инициатив, которые внесли свой вклад в развитие технологий, рынков и социума. Сегодня мы публикуем кейс петербургской компании eLama, развивающей сервис по управлению рекламой. Компания сумела адаптироваться к блокировке западных интернет-площадок и заметно помочь в этом российскому бизнесу.


В 2022 году иностранные рекламные площадки оказались заблокированы. По прогнозам OMD OM Group, по итогам 2022 года объём рынка интернет рекламы в России снизится на 43% (окончательных расчетов еще нет). Во время драматической трансформации рынка сервисы автоматизации рекламы стали из полезных необходимыми. Они позволили компаниям быстро находить эффективные для них альтернативные площадки, а также выполнять сложные требования вступившего в силу закона о маркировке.

В сервисе eLama историю этого года назвали «беспощадной»: в 2021 году 40% выручки компании формировалось благодаря рекламе в Google и Facebook*; одномоментно она лишилась ключевого источника дохода. Пережив глубокий провал в бизнесе, компания быстро восстановила рекламные обороты — как объясняют в eLama, это получилось, благодаря обучению клиентов работе с новыми каналами доступа к аудитории. По итогу 2022 года оборот компании вырос на 27,5% до 34,8 млрд руб. РБК Петербург пообщался с основателем сервиса Алексеем Довжиковым и главой компании Максимом Горбачевым о том, как они увидели перспективный технологический тренд, вырастили из стартапа большую компанию, и как проходят через кризис рекламного рынка.

«На меня смотрели как на космонавта»

Алексей Довжиков родился в семье инженеров. «Когда у многих компьютеры появились в конце 1990-х, у меня в 1980 году при рождении четверть комнаты занимали разложенные материнские платы с маленьким чёрно-зелёным монитором», — рассказывает он. Первый компьютер будущий предприниматель собрал вместе с отцом, когда учился в третьем классе; в восьмом классе получил первые деньги за разработку «софта». Первый бизнес Довжиков открыл с партнёрами — Дмитрием Мироновым и Романом Юшко, будучи студентом третьего курса Политехнического университета — это было интернет-агентство Trinet.

Алексей Довжиков, Роман Юшко, Дмитрий Миронов, 2007 год.
Алексей Довжиков, Роман Юшко, Дмитрий Миронов, 2007 год.

«Тогда мы даже к маркетинговым задачам подходили как айтишники и начали делать множество инструментов для самих себя по автоматизации интернет-рекламы. Помимо инструментов автоматизации рекламы у нас была собственная система управления сайтами, система управления задачами в онлайн и другие продукты, которые были гораздо круче, чем продукты на рынке. Мы были сильными айтишниками, но оказались неопытными предпринимателями. Взяли не тот вектор: нужно было не оставлять продукты внутри компании, а выпускать их на рынок. Конкуренты на начальных этапах были слабее нас, но они раньше вышли на массовый рынок и в итоге нас обошли», — рассказывает он.

Команда исправилась и в 2007 представила проект под брендом eLama — сервис по управлению рекламой. Стартап начался с команды из трех человек — Алексея Довжикова и ещё двух разработчиков. Расходы на содержание небольшого штата легли на Trinet. Саму идею появления сервиса Довжиков объясняет появившимся у него в начале 2000-х годов пониманием: интернет-реклама способна обойти по эффективности любую другую рекламу, но при условии, если её правильно настроить и автоматизировать рутинные операции. «Сейчас эта мысль очевидна, но тогда её мало кто понимал. На меня первые годы после запуска eLama смотрели как на космонавта — рынок не разделял моё мнение. Я обошёл около сорока инвестфондов, а проинвестировал нас только один — Impulse VС, который понял мою концепцию», — рассказывает предприниматель.

eLama позволяет из одного кабинета запускать рекламу и управлять ей во всех основных рекламных системах: «Яндекс Директе», Google Ads, «ВКонтакте», myTarget, «Яндекс Дзене» и др. Таким образом, для пользователя упрощается аналитика и отчетность, а также он получает от сервиса единый пакет закрывающих документов.

От стартапа до компании с миллиардным оборотом

Максим Горбачёв пришёл в компанию в 2011 году на должность «помощник разработчика». И примерно раз в три года подрастал в должности — в начале до разработчика, потом до руководителя отдела разработок, затем до технического директора и в конце концов — до генерального. К слову, Горбачёв имеет два высших образования по специальностям радиотехника и биоинженерия. Но после прохождения курсов программирования ИТ увлекло его больше.

eLama первые годы была планово убыточным стартапом. По её бизнес-модели прибыль должна была появиться со значительным ростом числа клиентов. В 2013 году убытки компании вышли на ноль и eLama начала масштабировать бизнес, привлекать инвестиции и наращивать прибыль.

Как рассказывает Максим Горбачёв, 2015-2017 годы стали периодом «большой перестройки». «Происходил переход от стартапа, когда команда работает на короткий результат и не думает на долгий срок, до компании с долгосрочными целями. Менялась оргструктура компании, технические моменты. Это был сложный период, нужно было следить, чтобы в процессе этого перехода компания не начала разваливаться. В итоге нам удалось перестроиться, достичь оборота компании 1 млрд руб. и далее ежегодно в разы его наращивать», — рассказывает он.

Команда eLama в офисе встречает новый 2015 год.
Команда eLama в офисе встречает новый 2015 год.

Алексей Довжиков и Максим Горбачев.
Алексей Довжиков и Максим Горбачев.

В 2018 году eLama начала стремительную зарубежную экспансию в страны ЕС, Бразилию и Казахстан. Выход на рынок Бразилии не увенчался успехом и проект был закрыт, в ЕС и Казахстане eLama вышла в операционный ноль и дальше планировался рост, но в процессе подготовки компании к планируемой M&A сделке эти направления были закрыты. Сейчас компания в основном представлена в России, в Европе осталось небольшое количество клиентов.

«Беспощадная история»

По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», выручка юрлица eLama ООО «АДВ-Сервис» с 2017 года по 2021 год выросла с 693 млн руб. до 27,4 млрд руб. Прибыль последние годы также растёт и в 2021 году составила 926,8 млн руб. По итогам 2022 года выручка компании составила 34,8 млрд руб. и это, как поясняет Алексей Довжиков, с учётом того, что примерно 40% выручки eLama приходилось на рекламу в Google и Facebook*, однако в марте доступ в России к этим рекламным сервисам был заблокирован.

Скриншот личного кабинета пользователя eLama
Скриншот личного кабинета пользователя eLama

«Я пытался построить лидирующую компанию в мире с точки зрения технологий в интернет-рекламе и это получилось. Мы построили самого большого партнёра Google по обслуживанию малых бизнесов в мире. Пятнадцать лет назад я не мог предположить, что за одну неделю компанию отключат от Google, Facebook*, отрежут от всего мира и мультипликаторы на рынке упадут ниже плинтуса. Если перенести обороты eLama за пределы России, её можно было бы вывести на IPO и она будет стоить миллиарды долларов. Но то, что мы имеем здесь и сейчас — это обесценивание в десятки раз всех усилий компании. Это беспощадная история, которая откинула меня и партнеров на много лет назад», — говорит Алексей Довжиков.

Откат произошёл, но компания уже показывает быстрое восстановление на рынке. Во втором квартале 2022 года у сервиса сократился рекламный оборот, но в третьем квартале оборот восстановился до показателя 2021 года. Как объясняет Максим Горбачёв, клиентам, которые запускали рекламу в заблокированных на сегодня рекламных сервисах, компания предложила другие направления. Среди активно развивающихся каналов рекламы: официальная реклама в Telegram Ads, нативные интеграции в Telegram-каналах, реклама в «Яндекс Директе», реклама через «Авито», реклама на радио. По данным исследования eLama, если на начало прошлого года 12% рекламодателей использовали рекламу в Telegram, то под конец 2022 года это делает каждый четвертый бизнес, который рекламируется в интернете. «Найти системы, которые могут заменить ушедшие и дать туда доступ клиентам — это полбеды. Но нужно ещё научить рекламодателей работать с новыми каналами. Это ключевой момент: если ты всё время рекламировался в Google и тут выходишь в Telegram, у тебя без опыта ничего хорошего не получится. Мне кажется, что мы эту задачу решили — наши рекламодатели смогли продолжить находить своих клиентов», — говорит Горбачёв.

Впрочем, как отмечает руководитель сервиса, системные изменения на рынке — не единственный вызов, с которым столкнулась eLama в 2022 году. Сервис почувствовал отток с российского рынка ИТ-специалистов и столкнулся с дефицитом на рынке труда.

«Удержать людей работать в команде — это челлендж. В 2022 году у нас примерно половина менеджмента и 20% сотрудников уехали из России. Хороших специалистов в ИТ и так было сложно найти, а в текущий момент — тем более. Я изначально был противником удалённой работы из-за границы, но сейчас ты либо работаешь с такими сотрудниками, либо не работаешь ни с кем», — рассказывает Максим Горбачёв.

Офис компании на Цветочной улице в Петербурге
Офис компании на Цветочной улице в Петербурге

Научить бизнес маркироваться

Ещё одно изменение, с которым столкнулся в прошлом году рынок интернет-рекламы — введение маркировки с 1 сентября. Теперь вся информация о размещенной рекламе должна передаваться в единый реестр интернет-рекламы, базу данных по всему рынку. В ней видна вся цепочка размещения рекламы: сколько она стоила, кто ее заказал и как оплатил, где она продавалась и как — через агентство или платформу, на какой площадке была размещена. Рынок к этому в целом оказался не готов и eLama информационно помогает компаниям и рекламным агентствам адаптироваться к этим изменениям. Эксперты сервиса запустили серию мероприятий — вебинаров и конференций, на которых рассказывают, зачем рынку нужна маркировка рекламы и как с ней работать, а также создали Telegram-канал о маркировке рекламы; на него подписались более 8 000 человек. По оценкам eLama, десятки тысяч сотрудников различных организаций воспользовались информационной поддержкой сервиса. Также компания входила в рабочую группу по разработке закона о маркировке для отработки обратной связи со стороны бизнеса.

Для своих клиентов сервис подготовил техническую базу для выполнения закона о маркировке. В частности, была доработана внутренняя система работы и хранения данных с договорами. Клиенты и агентства, работающие с сервисом, уже имеют возможность передавать информацию к соответствующим операторам рекламных данных.

Будущее — уберизация рекламы

Несмотря на потрясения, eLama в середине этого года планирует запустить два новых направления в бизнесе. Они связаны с уберизацией рекламы. Об этом рассказывает Максим Горбачёв: «Первое направление — это возможность связать клиентов и рекламные агентства напрямую без посредников. Дело в том, что в сфере рекламы есть много типизированных продуктов как отрисовка баннеров, запуск рекламных кампаний. Но сейчас клиенту приходится делать свои мини-тендеры для агентств. Мы хотим типизировать эти услуги и на одной площадке соединять напрямую предложение от агента и задачу клиента.

Второе направление — технологические партнёрства. Количество форматов рекламы не позволяет в каком-то одном техническом инструменте реализовать все нюансы — для этого агентствам пришлось бы иметь безразмерную команду. Но партнёрство с технологическими проектами может решить на одной платформе сразу несколько технически сложных задач клиента».


Как петербургский интернет-сервис заработал 34,8 млрд на кризисном рынке
Дмитрий Фролов, президент Ассоциации развития digital-агентств ARDA, руководитель digital-агентства Webolution:

«eLama один из немногих сервисов, который был полезен в ходе маркировки рекламы. Во-первых, компания давно и основательно стала погружаться в проблематику маркировки, когда закон только формировался и доводила всю информацию до рынка. Проводила много мероприятий, выпускала инструкции, разъяснения, как этим законом пользоваться. Во-вторых, когда этот закон вступил в силу, у тех компаний, агентств, специалистов, которые работали через eLama, практически не было сложностей. По большому счёту нужны было указать ИНН первичного клиента, а все остальные данные eLama агрегировала и передавала оператору рекламных данных уже сама. Без этого сервиса рынку было бы гораздо сложнее адаптироваться к изменениям в прошлом году».

*Facebook принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 17:21
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 17:21
Reuters узнал о попытках экс-сторонников Асада поднять восстание в Сирии Политика, 17:44
Как экзосомальная терапия восстанавливает и омолаживает кожу РБК и КИТ МЕД, 17:42
ГК «Галс-Девелопмент» завершил благоустройство в «Маслово Forest Club» Пресс-релиз, 17:40
Эмоции, карьера и смысл жизни: как ИИ изменит человеческую идентичность Тренды, 17:39
Минцифры предупредило о постепенном отказе от входа на «Госуслуги» по смс Общество, 17:38
Будущее человеческого капитала: как меняется роль HR в бизнесе Тренды, 17:37
Утверждено расписание ЕГЭ на 2026 год Общество, 17:36
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Cloudflare сообщила о восстановлении работы после масштабного сбоя Общество, 17:36
Курскому бизнесмену дали 24 года из-за зенитного прожектора для «Азова» Политика, 17:33
Путин назвал слова Индиры Ганди точным описанием отношений России и Индии Политика, 17:31
Какие шины выбрать на зиму РБК и Ikon Tyres, 17:31
Какие инвестиционные активы обгоняют инфляцию #всенабиржу!, 17:29
Смягчение позиции ЦБ и биткоины SpaceX. События недели на крипторынке Крипто, 17:28
Йоханнес Клебо одержал 100-ю победу на этапах Кубка мира Спорт, 17:23