Лента новостей
Суд обязал «Собеседник» удалить статью о «бесплатном труде» в колонии 16:54, Общество Первую демозапись Дэвида Боуи случайно нашли в хлебной корзине 16:52, Стиль Что делать с Ripple: токен подешевел до $0,45 16:49, Крипто В Челябинске перевели в закрытый режим суд о пытках в колонии 16:44, Общество Должникам по алиментам запретят сдавать на права 16:43, Общество Комментатор Уткин заявил о непричастности «Первого» к его увольнению с ЧМ 16:38, Бизнес Журналист из Японии о русских, которые любят отвлекаться, даче и шашлыках 16:35, РБК и Subaru В здании дошкольного отделения в центре Москвы произошел пожар 16:33, Общество Трамп обвинил СМИ в искажении сути встречи с Путиным 16:32, Политика Ростуризм сообщил о возвращении в Россию пакетных клиентов «Натали Турс» 16:27, Общество «Роскосмос» связал дело о госизмене с событиями 2013 года 16:27, Общество Почему балет стал популярным фитнес-направлением во всем мире 16:06, Спецпроект РБК PINK Меня там нет: создайте афишу с вами и Брэдли Купером 15:58, РБК и IWC В Совфеде связали с выборами на Украине идею санкций против портов России 15:56, Политика Лида Мониава — «РБК Стиль»: «Нас поддерживают не компании, а люди» 15:50, Стиль «Россети» оценили долги республик Северного Кавказа в 4,8 млрд руб. 15:49, Общество Путин пригласил Лукашенко приехать в Россию 15:43, Политика Instagram-риелтор: эксперты объяснили пользу соцсетей при продаже жилья 15:41, Недвижимость Медведев назвал стоимость нацпроекта по демографии 15:36, Экономика «Дом.РФ» рефинансирует ипотечные кредиты дольщикам Urban Group 15:34, Бизнес Как сильно подорожает биткоин: криптовалюта стоит уже $7,7 тыс. 15:32, Крипто Геофизики предупредили о приближении магнитной бури 15:31, Общество Как правильно подобрать солнцезащитные очки 15:30, РБК Стиль и Roberto Cavalli «Зенит» узнал соперника в Лиге Европы 15:23, Спорт Глава МИД Литвы назвал действия СК «циничной попыткой переписать историю» 15:21, Общество Федотов прибыл в колонию в Ярославской области после видео с пытками 15:20, Общество
Великий не ложечный путь: чем петербургский бизнес покоряет мир
Санкт-Петербург и область, 19 окт 2016, 17:22
0
Великий не ложечный путь: чем петербургский бизнес покоряет мир

Статистическое снижение объема несырьевого экспорта из Петербурга не отражает реальной ситуации, - утверждает председатель комитета по промышленной политике и инновациям Смольного Максим Мейксин. По его словам, статистика измеряет экспорт не в реальном выражении, а в денежном, причем в валюте. Фактически же, число петербургских предприятий, выходящих на внешние рынки, растет. «В продаже за рубеж изделий для масс-маркета - условно говоря, чайных ложек – мы вряд ли достигнем больших успехов, - говорит он. – У наших компаний другой путь – экспортировать продукцию с интеллектуальной составляющей». Что получается продавать за рубеж сегодня, и есть ли возможность нарастить экспорт завтра, РБК Петербург рассказали бизнесмены и эксперты.

Россия – большое КБ

«Россия – это большое КБ; мы хорошо проектируем, и можем проектировать на экспорт», - говорит проректор Санкт-Петербургского Политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого Алексей Боровков (номинирован на премию РБК Петербург 2016). Этот тезис он подтвердил на практике: основанная Боровковым компания «Лаборатория “Вычислительная механика”» совместно с Инжиниринговым центром Политеха экспортирует сложные инжиниринговые услуги под брендом CompMechLab. Среди заказчиков – мировой автопром, включая BMW, Audi и другие концерны, для которых сотрудники CompMechLab проектируют кузовы и проводят виртуальные краш-тесты. В мировом автопроме за последние десять лет объем натурных краш-тестов уменьшился в 20 раз, что приводит к увеличению объема виртуального моделирования более чем в 100 раз, так что CompMechLab участвует в формировании очень перспективного рынка.

Проректор Санкт-Петербургского Политехнического университета (СПбПУ) Им. Петра Великого Алексей Боровков (Фото: РБК Петербург)

В деньгах такой экспорт “весит” сравнительно немного – годовой объем продаж инжиниринговых услуг CompMechLab иностранным заказчикам в 2016 году составит порядка 20 млн руб. - однако он фактически равен объему заработной платы квалифицированных специалистов, и уже этим важен для развития российской инновационной экономики, - подчеркивает А. Боровков. Кроме того, «работа на экспорт позволяет нам знакомиться и работать с технологиями будущего на несколько лет раньше, чем эти наукоёмкие технологии появятся в России, - продолжает он. - Мировой автопром – безусловно, самая быстро развивающаяся в технологическом отношении высококонкурентная отрасль. Если вы бежите вперед вместе с мировыми лидерами, то, естественно, убегаете от остальных».

Сейчас университетские спин-аут и стартап-компании вместе с Инжиниринговым центром Политеха выходят на китайский рынок; не случайно весной этого года в Шанхае открылось представительство СПбПУ. «Китайские автомобильные компании ставят очень интересные задачи в области промышленного дизайна и компьютерного проектирования, - говорит А. Боровков. – Это специфический рынок – в том числе потому, что среди китайских потенциальных партнеров есть много профессиональных копировщиков, которые стремятся вытянуть из вас интеллектуальные ноу-хау. Но, с другой стороны, компаний там так много, что вы можете выбирать, с кем работать, и возможности развития на этом рынке – почти безграничны».

Зарубежный поход роботов

Компания РОББО тоже целится в китайский рынок. «Мы даже специально оставили нашего робота на одном из заводов, чтобы китайские коллеги его скопировали – тогда их продукция останется на текущем технологическом уровне, а мы пойдем дальше: у нас запланированы инновационные разработки на 5 лет вперед», - рассказывает продюсер проекта РОББО Павел Фролов (номинирован на премию РБК Петербург 2016).

Пока, впрочем, экспортный форпост РОББО находится не в Пекине или Шанхае, а в Хельсинки – отсюда компания продает по всему миру инновационные образовательные робоконструкторы и франшизы на открытие робототехнических кружков. «Финские коллеги сами вышли к нам с предложением открыть у них офис и начать международные продажи», - отмечает Павел Фролов. Как он поясняет, «мы поставляем одновременно конструкторы для обучения робототехнике и программированию и методику обучения; в таком сочетании элементов, наш продукт уникален и востребован в разных странах». По его мнению, из Петербурга можно экспортировать не только учебных, но и вполне серьезных промышленных роботов – соответствующие компетенции в городе есть, появились и первые примеры такого экспорта.

Покорители Эвереста и Голливуда

Одежду для альпинистов начинает поставлять в Китай, а также в Швейцарию и США, компания RedFox. «На экспорт мы поставляем то, что является нашей сильной стороной – премиальную высокотехнологичную продукцию для очень узкого круга людей. Мы занимаемся этим 27 лет, знаем наших потребителей, а они знают нас», - говорит совладелец компании Владислав Мороз. «При восхождениях на Эверест используется одежда всего нескольких брендов, и мы – один из них», - поясняет бизнесмен. Для покорения вершин экспорта RedFox инвестирует в создание международного бренда.

Совладелец компании RedFox Владислав Мороз (Фото: РБК Петербург )

«Чтобы работать на высоко конкурентном мировом рынке, надо обладать уникальностью, которую почти невозможно повторить, - продолжает тему ниш председатель совета директоров ГК Digital Design Андрей Федоров (номинирован на премию РБК Петербург 2016). - Мы умеем быстрее, чем кто-либо на земле, решать системы линейных уравнений в конечных алгебраических структурах. За счет этого у нас получается создавать востребованные в мире программные продукты для восстановления потерянной информации на дисках, ведь поиск потерянной информации – это решение системы уравнений». Компания RAIDIX, входящая в группу Digital Design, поставляет ПО для хранения и восстановления данных теле- и кинокомпаниям от Украины до Голливуда. «Мировая киноиндустрия работает с огромными потоками данных – фильмы снимаются на несколько камер одновременно, делаются объемные изображения, и так далее – и для обработки этих потоков требуется специальный софт», - поясняет А. Федоров.

Председатель совета директоров ГК Digital Design Андрей Федоров (Фото: РБК Петербург)

Грузите товар цепочками

Достижения в узких нишах вдохновляют, но российскому экспорту нужно выходить за пределы штучных поставок, - уверен заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов. Для этого предстоит научиться экспортировать не отдельные товары, а технологические цепочки: «Когда мы смотрим на продукцию «Сименс» и аналогичных производителей оборудования, то видим законченное технологическое решение. Это решение включает комплектующие, ПО, сервисное обслуживание, удобные покупателю финансовые условия, включая услуги лизинга, и так далее, - говорит он. – Когда же российским компаниям удается продать за рубеж ту или иную технику, у покупателей возникает целый ряд трудно решаемых вопросов». «Надеюсь, на федеральном уровне будут приняты решения, которые позволят быстро ввозить на ремонт технику, которую мы поставляем зарубежным покупателям – сейчас даже это сложно сделать, - поясняет вице-губернатор. – Подчас проще выбросить прибор, чем отправить его на сервисное обслуживание в РФ».

Заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов (Фото: РБК Петербург)

Структура экспортной деятельности меняется, - продолжает его мысль первый заместитель председателя правления Банка «Санкт-Петербург» Александр Конышков. Информации о том, как ее осуществлять, у российских компаний не хватает – как не хватает им и денег. Ведь серьезных затрат требует не только производство продукции, но и обеспечение поставки покупателю, а также организация послепродажного сервиса. «Один из отечественных производителей сделал экспортный вариант сельскохозяйственных машин, - приводит пример А. Конышков. - При достойном качестве, эти машины в несколько раз дешевле американских аналогов, так что у предприятия есть потенциал поставок и в страны Таможенного союза, и на рынки Европы и Америки. Но машину надо довезти до потребителей, протестировать, обеспечить запасными частями, и так далее – кто все это будет финансировать? Дело производителей – производить; они не привыкли оплачивать целый веер сопутствующих операций».

Первый заместитель председателя правления Банка «Санкт-Петербург» Александр Конышков (Фото: РБК Петербург)

Российским компаниям очень сложно конкурировать с тем же Китаем, поскольку «у китайских экспортеров есть дешевые финансовые ресурсы и сумасшедшая государственная поддержка», - резюмирует Александр Конышков. «Мы пытаемся помогать экспортерам, как и государство, предоставляющее в ряде случаев страхование внешнеторговых операций и организационную помощь. Однако это пока нулевой шаг в сравнении с той системной поддержкой экспорта, которую еще предстоит сформировать», - считает он.

Границы на замках

"После девальвации перед нами открылись большие рынки. Мы стали выигрывать по ценам не только в производстве, но и в разработках ", - констатирует Максим Мейксин. При этом он прогнозирует: "В следующем году быстрого роста объема экспортных поставок мы не увидим". Помимо внутренних ограничений – недостаточность оборотных средств у промышленных компаний, несовершенство таможенного законодательства, отсутствие опыта внешнеторговой деятельности – есть и внешние: "Западные рынки заняты, и нас там не слишком ждут. На них нужно активно работать, прежде чем появится возможность занять там широкие ниши", - объясняет Максим Мейксин.

Председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин (Фото: РБК Петербург)

«Против российских компаний в рамках ВТО инициировано много антидемпинговых расследований, - говорит М. Мейксин. – Также против наших поставщиков включают технические регламенты, затягивают прохождение сертификации». «Есть страны, которые напрямую, в нарушение правил ВТО, закрывают российским товарам вход на рынок, – продолжает глава комитета по промышленной политике. - Мы сейчас помогаем компании «Балтика» организовать иск в рамках ВТО против Грузии, запретившей поставки российского пива на свой рынок». Преодоление преград требует времени, поэтому «развитие несырьевого экспорта – не быстрый вопрос; здесь не может быть революционных результатов, но этим необходимо системно заниматься», - заключает М. Мейксин.

При всех достижениях российских инженеров-конструкторов, доля экспорта продукции в высокотехнологичных областях составляет в России несколько процентов, сожалеет Алексей Боровков. «Для некоторых гражданских высокотехнологичных сегментов правительство России ставит задачу увеличить долю экспортируемой продукции с сегодняшних 1-2% до 5-10% в ближайшем будущем, - говорит он. - Как наращивать высокотехнологичный экспорт? Естественно, необходимо проектировать и производить высокотехнологичную продукцию не хуже и не медленнее, чем зарубежные конкуренты, но несколько дешевле, чем они, четко попадать в перспективные продуктовые ниши, и сразу сертифицировать новые продукты за рубежом».

Обсуждение состоялось в рамках серии дискуссий «Клуб Winner: встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина» в ресторане «Палкинъ», при партнерстве Банка «Санкт-Петербург» и компании Simple