Российский детский футбол привлечет миллионы долларов из Китая
Петербургская сеть футбольных школ «Юниор» выходит на ICO. Компания, как пояснил ее основатель Александр Семенцов, рассчитывает, что этот инструмент финансирования позволит ей отказаться от франчайзинговой модели, которая используется сейчас для освоения зарубежных рынков. Однако эксперты сомневаются, что «Юниор» выбрал удачное время для выхода на криптовалютный рынок.
Футбол за токены
Выход на ICO запланирован на эту неделю. Начальная стоимость токена Juno составит 5 центов. Всего «Юниор» намерен привлечь порядка 18 млн долл. Токены Juno попадут на биржу примерно через два месяца после проведения ICO. Компания планирует сделать токены доступными на двух-трех биржах.
По замыслу Семенцова, покупая токены, инвесторы будут выбирать регион, в котором намерены поддержать развитие детского футбола. Как только тот или иной регион наберет достаточное количество «залогов», начнется кампания по выходу проекта в эту страну. Как рассказал Семенцов, компания начнет поиск инвесторов в пяти регионах, в которых планирует открыть «Юниор»: Китай (Шанхай), Индия (Нью-Дели), Нигерия (Лагос), Вьетнам и Ближний Восток (Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн или Оман). В этих регионах достаточно высокий спрос на детские футбольные школы, говорится в описании проекта для криптоинвесторов. Открывать новые школы в пилотных регионах будут локальные партнеры управляющей компании.
«В рамках поиска инвестиций мы решили попробовать ICO. Привлекая криптоинвесторов, мы надеемся вложить полученные средства в проект и значительно улучшить маркетинговую часть и IT. Мы сделаем продукт намного дороже, стоимость токена вырастет — и люди смогут продавать их дороже изначальной стоимости и зарабатывать», — говорит Семенцов. По его словам, за последние три года стоимость франшизы выросла в пять раз за счет реинвестирования привлеченных средств в улучшение проекта.
По словам Семенцова, ICO позволит частично отказаться от франчайзинговой модели развития, поскольку в некоторых странах использовать ее неудобно. «В Индонезии, например, чтобы продавать франшизу, нужно положить на депозит в банке 200 тыс. долларов, в США на нормативные документы нужно потратить 350 тыс. долл.», — поясняет бизнесмен.
Подводные камни
Однако стратегия, которую выбрал «Юниор», может быть связана с некоторым риском, полагает сооснователь компании 4xxi Александр Бешкенадзе. Главная проблема, по его словам, — изменение законодательного регулирования в сфере операций с криптовалютой. «На Западе ICO уже приравнивают к классическому выпуску акций и регулируется этот процесс точно так же. Ограничения ICO уже действуют в США и Японии. Это связано с высоким уровнем мошенничества, слишком многих людей обманули при проведении ICO», — говорит Бешкенадзе.
С ним согласен сооснователь сервиса CryptoPay Георгий Басиладзе. «Исходя из моего опыта, если компания не из крипторынка делает ICO, то скорее всего это для привлечения средств и обычно тогда, когда обычные инвесторы отказывают. ICO инвесторы менее прихотливые, так как в большинстве своем не профессионалы. В целом, для компании делать ICO сейчас — это большой риск, так как ситуация на рынке сильно волатильна, определённости мало, как и свободных денег», — полагает Басиладзе.
По словам Бешкенадзе, для успешного проведения ICO нужно выбрать достаточно надежную с репутационной точки зрения страну, в которой законодательство в сфере криптовалюты пока относительное мягкое. «Например, Индия пока не успела запретить ICO. Но это вопрос времени — ICO начинает регулироваться во многих странах. Поскольку это слишком рискованный процесс, я бы не стал делать все ставки на ICO», — добавляет эксперт.
Справка
Футбольная школа «Юниор» была создана в Томске в 2013 году, затем компания переехала в Петербург. Сейчас сеть «Юниор» состоит из 437 школы в 241 городах. Международную экспансию «Юниор» начал в 2016 году. На данный момент «Юниор» представлен в 21 стране мира. Всего в школах тренируются более 40 тыс. детей. Компания развивается только по франшизе. За последние три года стоимость франшизы выросла в пять раз. В 2018 году «Юниор» занял второе место в российском рейтинге Forbes самых дешевых и выгодных франшиз. Например, в Сингапуре стоимость франшизы составляет 9 тыс. долл. Валовая прибыль от одного урока (при условии нахождения в зале 25 учеников) оценивается примерно в 465 долл. По достижении точки безубыточности доход каждой школы составляет порядка 3 тыс. долл. в месяц.