Gunvor ведет переговоры по продаже терминала в Усть-Луге
Нефтетрейдер Gunvor находится в продвинутой стадии переговоров продажи терминала по перевалке нефтепродуктов в порту Усть-Луга. Об этом в кулуарах ПМЭФ-2015 «Интерфаксу» сообщил основной владелец терминала Торбьорн Торнквист. Терминал, напомним, был построен в 2012 году (инвестиции в строительство - $130 млн, мощность - 30 млн т в год).
При этом Т.Торнквист уточнил, что в «Усть-Луга Ойл» Gunvor хочет оставить себе миноритарную долю. Он не назвал предполагаемого покупателя, но заявил: «Думаю, это довольно важный актив для России, поэтому мажоритарная его доля должна быть у правильной российской компании».
Однако Т.Торнквист подчеркнул, что Gunvor сохраняет интерес к России и по-прежнему хочет «покупать активы здесь».
О планах компании распродать российские активы Т.Торнквист рассказал британской Financial Times еще в апреле этого года. По его словам, 2014 год трейдер прошел «уверенно», несмотря на сложную политическую обстановку. По итогам 2014 года выручка компании снизилась на 3%, до $88 млрд, чистая прибыль - на 13%, до $267 млн. Gunvor «перевернула страницу» и планирует улучшить показатели в 2015 году, пообещал Торнквист.
Financial Times еще в октябре прошлого года писала, что уходом с российского рынка компания может «убить двух зайцев»: обезопасить себя от возможных западных санкций и получить дополнительные средства на расширение бизнеса за пределами России. Сейчас, по словам Торнквиста, в распоряжении Gunvor около $1,5 млрд свободных средств. Учитывая возможный доход от продажи российских терминалов, компания уже готовится расширяться в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в Европе и на Американском континенте.
Что касается Усть-Луги, то в прошлом году сразу несколько инвесторов либо отказались от реализации своих проектов в порту, либо отложили их на неопределенный срок. Так, Объединенная металлургическая компания (ОМК, владелец Анатолий Седых) отказалась от строительства к 2015 году Балтийского металлургического терминала (хотя проект был уже подготовлен и получил все согласования). «Зависли» проекты терминалов группы ИСТ Александра Несиса и компании «Еврохим» Андрея Мельниченко.
В качестве причин задержки развития порта эксперты называли снижение спроса и проблемы с инфраструктурой. Компания РЖД не построила в срок станцию Лужская-Генеральная (три пути) в северной части порта Усть-Луга, вблизи которой планировались новые терминалы. Компания сократила объемы работ по развитию инфраструктуры на ближних подходах к порту Усть-Луга и строительству станции Усть-Лужского узла, мотивируя это нехваткой средств.
Роман Кизыма