IKEA радикально изменит петербургскую «МЕГУ»
Компания Ingka Centres (отвечает за развитие и управление недвижимостью IKEA («ИКЕА») в России) начала масштабную реконструкцию торговых комплексов «МЕГА». Инвестор вложит 100 млрд руб. в обновление действующих и строительство новых объектов. В Петербурге инвестиции составят 3 млрд руб. и пойдут на увеличение площади ТК «МЕГА Дыбенко». Эксперты считают, что необходимость назрела давно — торговые центры Петербурга, построенные в начале 2000-х, морально устарели.
Интеграция
Как сообщили в «МЕГЕ», инвестиции в первый этап реконструкции «МЕГИ Дыбенко», который закончится в 2020 году, составят 3 млрд руб., срок окупаемости компания не раскрывает. Ключевым изменением в петербургской «МЕГЕ» станет интеграция магазина «ИКЕА» в пространство торгового центра, которая пройдет в рамках первого этапа. Проект по созданию единого концептуального пространства назван «МЕГА ИКЕА Интеграция». Площадь торгового комплекса «МЕГА Дыбенко» после реконструкции вырастет на 25 тыс. кв. м — до 170 тыс. кв. м, появятся 350 дополнительных парковочных мест. Помимо этого, компания обновит фасады и галереи торгового центра. Обновление позволит увеличить число площадок для проведения культурных мероприятий, добавить новые сервисы и услуги. Так, появится полноценный центр отдыха, wellness-кластер, площадки для отдыха с детьми, рестораны.
Закрывать торговый комплекс на время реконструкции (а она продлится ближайшие три года) компания не планирует: все работы проводятся с минимальным вмешательством в бизнес арендаторов.
Дома есть, мест для прогулок нет
В компании отмечают, что как правило, торговые центры «МЕГА» расположены в динамично развивающихся районах больших городов, где идет быстрая застройка, но не хватает социальных объектов. Так, например, рядом с «МЕГА Дыбенко» проживает 80 тыс. человек, в перспективе до 2025 года количество жителей вырастет до 200 тыс. за счет новых жилых кварталов. В таких районах критически не хватает пространства для прогулок и культурных мероприятий.
«Мы видим большой потенциал в развитии новых пространств для наших гостей. Мы хотим превратить «МЕГУ» в пространство для встреч и отдыха гостей центра и жителей близлежащих районов и изменить традиционное представление о времяпрепровождении в торговом центре», — говорит Наталья Петелина, управляющая «МЕГИ Дыбенко». По ее данным, ежегодно «МЕГУ Дыбенко» посещает более 15 млн человек, с обновлением этот показатель вырастет.
Разрыв пространства
Необходимость переосмысления концепции «МЕГИ Дыбенко» руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев связывает с особенностями ее развития: «ИКЕА» была построена первой и в состав комплекса была включена сравнительно простым методом — через большое общественное пространство. Издержки такого подхода — ощутимый «разрыв» внутреннего пространства и повышенные потери площадей на зоны общего пользования, — констатирует эксперт. Он ожидает, что увеличение площади ТРЦ позволит усилить конкурентные позиции объекта для жителей юго-востока города — с ростом плотности покрытия города современными торговыми центрами и одновременным ухудшением трафика все больше покупателей готовы отдавать предпочтение более близко расположенному объекту, а не ехать пусть и в более качественный, но труднодоступный ТРЦ.
«Говорить о снижении трафика в «МЕГЕ» не приходится. Компания хорошо работает над составом арендаторов, у нее есть лист ожидания, отличает высокая конверсия посетителей в покупатели. Цель новых операторов в Петербурге — встать в «Галерее» и в «МЕГАХ», — говорит Сергей Федоров, руководитель направления складской и индустриальной недвижимости Rusland SP. Он считает, что вложения оправданы, так как торговый комплекс расширяется в расчете на новых жителей Кудрово, количество которых продолжит расти.
Бум обновлений
Петербург сейчас расплачивается за статус столицы ретейла. По данным Colliers International, город лидирует по количеству объектов торговой недвижимости, чей возраст по меркам рынка является преклонным — в реконцепции нуждается более 50% ТРЦ Петербурга (например, «МЕГА Дыбенко» и «МЕГА Парнас» работают в Петербурге с 2006 года). «Срок жизни торгового комплекса в зависимости от качества изначальной концепции и ее реализации составляет 7-14 лет, дальше нужна реконцепция», — говорит Игорь Кокорев. По его оценкам, в 2019-2022 в этот диапазон попадет большинство объектов, появившихся в Петербурге в период бума строительства ТРЦ. Часть из них уже прошла реконцепцию, какие-то — проходят сейчас, отмечает Игорь Кокорев.
Крупнейшие владельцы коммерческой недвижимости: ХК «Адамант» и Fort Group уже ведут обновление своих объектов. Так, «Адамант» провел реновацию ТРК «Балкания NOVA», ТРК «Меркурий», ТРК «Континент» и ТК «Балканский». Fort Group обновил ТК «Южный полюс» и в этом году планирует закончить масштабные работы в ТРК «Сити Молл».
По данным Knight Frank Санкт-Петербург, за последние пять лет (с первого полугодия 2013 года по первое полугодие 2018 года) прирост количества торговых площадей на 1 тыс. жителей составил в Петербурге 9%. Показатель обеспеченности торговыми площадями составляет 528 кв. м на 1 тыс. жителей, общий объем торговых площадей в профессиональных ТЦ — 2,8 млн кв. м. «За последние годы в Санкт-Петербурге появились новые, современные профессиональные торговые центры. Безусловно, уже существующие объекты испытали на себе возросшую конкуренцию и изменения в посещаемости и товарообороте», — говорит Елена Розанова, директор по развитию бизнеса и клиентскому опыту департамента управления недвижимостью Colliers International.
Справка
Первый торговый центр «МЕГА» открылся в России в 2002 году. Сейчас в 11 регионах страны работают 14 торговых центров «МЕГА» (два из них — в Петербурге). Их посещаемость в 2018 году составила более 246 млн гостей.