Перейти к основному контенту
Тренды Петербурга ,  
0 

«Никому это не удавалось»: продукт из Петербурга теснит Java

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

По итогам 2021 года число разработчиков, применявших язык программирования Kotlin, в мире превысило 5 миллионов человек, сообщили в IT-компании JetBrains. Изучение Kotlin в 2021 включили в свою программу 200 университетов в разных странах, что вдвое больше, чем еще год назад. По словам президента НП «РУССОФТ» Валентина Макарова, «прорыв в мировом использовании Kotlin — важное достижение российских IT-специалистов» и шаг по «продвижению благоприятного образа Санкт-Петербурга».

Действительно, Kotlin — один из немногих экспортных продуктов Петербурга, вне сырьевых отраслей и ВПК, динамично расширяющих присутствие на мировом рынке. Он создан и поддерживается международной компанией, но в петербургском центре разработки. О том, почему это получилось, и как использовать случай с Kotlin для развития города — в материале РБК Петербург.

«Никому не удавалось»

Проект Kotlin был перспективным стартапом, им занималась команда из 10 человек во главе с молодым сотрудником компании JetBrains — петербургским программистом Андреем Бреславом. В порядке эксперимента, она создавала альтернативный Java язык программирования. Поскольку JetBrains продает инструменты для программирования, то эта задача была признана интересной для применения и оттачивания ключевых компетенций компании. Потом произошло экстраординарное событие — компания Google не просто признала Kotlin, но назвала его number one для Android, то есть приоритетным языком программирования сервисов и приложений для мобильных устройств. Оттолкнувшись от этой победы, JetBrains стал расширять влияние Kotlin в мире — в период 2019-2021 годов, по выражению экспертов, «он буквально ворвался в топ ведущих языков программирования».

JetBrains выпускает инструменты для разработки ПО, а также инструменты для совместной работы, в том числе Space — решение для взаимодействия программистов в команде. Продуктами JetBrains пользуются более 10 миллионов разработчиков. Компания основана в 2000 году в Праге петербуржцами Сергеем Дмитриевым, Валентином Кипятковым и Евгением Беляевым. В первый год работы штат компании составлял 7 человек. Головной офис находится в Праге. Центры разработки расположены в разных странах, один из крупнейших — в Петербурге.

Топ-менеджеры JetBrains Роман Елизаров и Максим Шафиров за развитие Kotlin включены в проект РБК Петербург «Герои Года».

«Конечно, Java гораздо мощнее. Но мы встали на одну линейку с ним — и мы догоняем, постоянно сокращая разрыв между числом пользователей Java и Kotlin, — говорит руководитель проекта Kotlin Роман Елизаров. — Никому больше это не удавалось. Другие новые языки освоили узкие ниши и остановились. Мы довольно быстро заняли Android, где все было на Java, теперь растем в другом крупном сегменте — серверные приложения, — и стремимся занять iOS».

Роман Елизаров сменил в JetBrains создателя Kotlin Андрея Бреслава, ушедшего строить собственную компанию.

«Если вернуться в 2011 год, когда появился Kotlin, то мы увидим, что это была горячая тема — сделать язык лучше, чем Java. Многие компании — в университетах, да и при больших корпорациях, таких как Red Hat, — пытались заменить Java. Целый ряд небольших языков появился в тот период. Например, Groovy и Scala до сих пор живы, у каждого из них сотни тысяч пользователей-разработчиков. А некоторые умерли, как Ceylon. Мы конкурировали c этими языками, но сейчас уже перестали с ними сравниваться».

Существуют разные системы оценки «силы» языков программирования. В одном из ведущих рейтингов — Snyk JVM (оценивает языки на основе опросов программистов) — доля Kotlin составила 18% среди разработчиков в среде JVM, и это второе место после Java. По данным Google, в разработке для Android доля программистов, использующих Kotlin, в 2021 году превысила 60%. В самой JetBrains подсчитали, что по итогам 2021 года активно использовать новый язык стали 1,4 миллиона пользователей, против 900 тыс. в 2019 и 1,27 млн — в 2020 году. Число программистов, применявших Kotlin хоть один раз, составило в 2021 году 5,3 млн человек, против 4,6 млн пользователей годом раньше, подсчитали в JetBrains.

В одном из ведущих рейтингов — Snyk JVM (оценивает языки на основе опросов программистов) — доля Kotlin составила 18% среди разработчиков в среде JVM, и это второе место после Java.

«По оценке РУССОФТ, язык программирования Kotlin буквально за несколько лет ворвался в топ-10 самых популярных языков программирования среди российских разработчиков, заняв 8-е место, — отмечает Валентин Макаров. — Доля сотрудников, использующих этот язык программирования, составила, по опросу нашей ассоциации, 4,1%, а доля компаний — 26,8%».

На одном поле с Google и Microsoft

Разработать конкурентоспособный язык, удобный программистам, — важно, но недостаточно. Надо добиться, чтобы его признал весь мир. Для начала — принять решение о таком масштабе действий. Решение совсем не очевидное, ведь впрямую Kotlin не приносит JetBrains денег — язык программирования распространяется бесплатно. Доходов нет, а инвестировать нужно много.

Впрямую Kotlin не приносит JetBrains денег — язык программирования распространяется бесплатно.

«Один из новых вызовов — в том, что мы теперь играем на поле, где действуют крупнейшие IT-компании мира — скажем, Google и Microsoft. Они вкладывают в поддержку своих языков миллионы долларов, что для них почти не заметно. И JetBrains должна вкладывать существенные инвестиции, — поскольку она не Google, для компании эти вложения серьезны», — говорит Роман Елизаров.

Компания так устроена

Долгое время развитием Kotlin занималась команда из 10-15 человек, но прорыв последних нескольких лет обеспечил уже коллектив из более чем 100 человек. Инвестиции в проект примерно на 80% состоят из зарплат этих специалистов, объясняет CEO JetBrains Максим Шафиров: «Компания вложила в Kotlin примерно 50 млн долл. к данному моменту, за 2021 год — 9 млн. Это только вложения в команду проекта. Если учесть строительство офисов, расходы на администрацию, получится больше. Но мы расширяемся не только для Kotlin, у нас рост и по другим направлениям, поэтому сложно вычленить долю этого проекта в общих инвестициях».

CEO JetBrains Максим Шафиров
CEO JetBrains Максим Шафиров

В обычных компаниях производство продукта, его маркетинг и продажи разделены, но в IT в целом и в JetBrains, в частности, разработчики являются и главными маркетологами: они определяют сегменты рынка, в которых продукт целесообразно продвигать, находят решения, позволяющие занять эти сегменты, и работают с коммьюнити, разъясняя потребителям преимущества внедренных решений. Инвестиции в людей проекта — это одновременно вложения в разработку, продажи и маркетинг.

«Компания в целом тоже продвигает Kotlin. Например, мы организовали большую международную конференцию Kotlin Conf, — уточняет Максим Шафиров. — Мы успели до пандемии провести три конференции вполне успешно — в Сан-Франциско, Амстердаме и Копенгагене. В основном же продукт продвигает все-таки его команда; у нас компания так устроена, что команда занимается по продукту всем».

Цель — языковое господство

Цель перегнать Java и стать языком номер один звучит для Шафирова реалистично: «Ничего невероятного я здесь не вижу, хотя мы не ставим задачи в логике соперничества с Java». «Java развивается сам по себе, немного в другом направлении, чем Kotlin, — поясняет он. — Но многие вещи у Kotlin перенимает. Это не игра с нулевой суммой: если появился Kotlin, на котором можно писать код в современном стиле, то больше программистов будет писать под платформу JVM; они могут и на Java писать и на Kotlin».

В конечном счете, JetBrains хочет сделать Kotlin ведущим языком программирования. «Но не исключительно на рынке Java, — говорит Максим Шафиров. — Нам бы хотелось сделать универсальный язык программирования, чтобы были варианты для разных платформ. Наш язык должен позволить удобно писать код и в мобильных приложениях на Android и на iOS, и в веб-приложениях. Мы хотим, чтобы на всех платформах Kotlin стал где-то первым языком, а где-то вторым-третьим».

Популярность Kotlin стимулирует продажу инструментов JetBrains — так Шафиров объясняет главный механизм монетизации проекта. «Инструменты, которые мы всегда продавали, очень хорошо растут в последнее время. В 2021 году у нас рост продаж — почти 30% к предыдущему, — говорит он. — В какой мере это связано именно с коммерческим успехом Kotlin, мы знать не можем, но связь точно есть. Мы видим, что бренд JetBrains вышел на новый уровень: только единицы IT-компаний — разработчики больших языков программирования».

Котлин — это где?

Поисковик «Яндекс» выдает варианты самых популярных вопросов со словом «Котлин»: «Котлин — это Java?», «Котлин — это Кронштадт?», «Котлин — это остров?». Похоже, даже в рунете новый язык программирования известнее места, по которому назван.

Связывают ли в мире Kotlin с Петербургом? «Совершенно нет, — уверен Елизаров. — Никто не знает, что Kotlin — название острова под Петербургом, и, более того, многие не знают, что это продукт JetBrains. Заметная часть программистов уверена: Kotlin придумал Google».

Тем не менее, Kotlin — петербургский продукт: он был разработан петербургскими программистами и до сих пор команда проекта находится в Петербурге. «Сейчас более чем на 60% команда Kotlin представлена петербургскими разработчиками, но постепенно растет доля людей из других мест — мы активно привлекаем специалистов из Новосибирска, Томска, и так далее», — поясняет Роман Елизаров.

Язык Kotlin можно считать плодом петербургской системы образования — и, отчасти, знаком ее качества. «Я учился в 30-й математической школе Петербурга, тогда в городе было несколько примерно равных школ, которые выпускали сильных математиков, — рассказывает Роман Елизаров. — Сейчас лучшие силы сконцентрировалась в 239-м лицее — он в разы лучше всех. Бреслав учился в 239-м (там же позже преподавал). Потом мы оба учились в ИТМО, и я считаю, что это один из лучших в России вузов для программистов».

Кадры и школы

При всем том, Роман Елизаров считает важным не переоценивать сегодняшний уровень математического и инженерного образования в Петербурге: «Сейчас город — не в лидерах по уровню школьного образования для программистов; по результатам всероссийских школьных олимпиад видно, что Москва и, например, Казань дают ему фору». Как он добавляет, «между лучшими и средними школами в Петербурге, как и вообще в России, не просто большое расстояние, а катастрофическая пропасть. То же и с вузами».

Еще один, наряду с инвестициями, вызов роста для большого IT-продукта — необходимость постоянного найма специалистов высокой квалификации на дефицитном рынке труда. «Если бы Kotlin был первым сложным продуктом JetBrains, мы, с учетом его роста, могли бы не справиться с HR-задачами. Но JetBrains в принципе делает очень сложные вещи и проблему дефицита кадров для своего развития начала решать примерно двадцать лет назад», — поясняет Роман Елизаров.

Еще один, наряду с инвестициями, вызов роста для большого IT-продукта — необходимость постоянного найма специалистов высокой квалификации на дефицитном рынке труда.

«Меня радует, что в 2021 году мы смогли нанять больше специалистов, чем в предыдущем, и закрывали вакансии быстрее, чем раньше, — комментирует Максим Шафиров. — Обычно мы росли на 100 человек в год, в минувшем году выросли на 300 человек. Kotlin прибавил работы нашему HR, но и облегчил ее — известность бренда растет, нанимать становится несколько проще». Рост петербургского центра разработки JetBrains продолжится, рассказал Шафиров: «Мы начали новую стройку — строим офис на 1000 сотрудников, закончим весной 2023 года».

Kotlin влияет на образовательные программы JetBrains. «Чтобы язык программирования стал популярным, нужно сделать так, чтобы студенты учились на нем программировать. В долгосрочном плане это самый эффективный способ, — рассуждает Максим Шафиров. — Мы работаем над тем, чтобы Kotlin преподавался в университетах, в том числе, петербургских». «Однако образовательные программы JetBrains не сводятся к проекту Kotlin никаким образом, — подчеркивает Шафиров. — Мы просто поддерживаем образование, особенно в России, тем более, в Петербурге».

IT и город

Пример Kotlin важен для Петербурга — и был бы еще важнее, если бы город сумел грамотно его использовать, считают эксперты. Так, председатель Северо-Западного банка ПАО Сбербанк Виктор Вентимилла Алонсо подчеркивает значение JetBrains как «кузницы кадров»: «Это прекрасная возможность для нашей молодежи — для развития в городе нового поколения высококлассных IT-специалистов на площадке всемирно известного бренда», — сказал он, комментируя кейс Kotlin.

Разработчикам важны не только зарплаты — уровень профессиональных задач, которые можно решать в том или ином месте, имеет принципиальное значение, соглашается ректор бизнес-школы ИМИСП Ярослав Павлов: «Большинство ИТ-профессионалов ценят возможность работы с выдающейся командой, которая создала что-то уникальное в ИТ. Когда такая команда локализована в Санкт-Петербурге, город становится более привлекательным для специалистов высокой квалификации». «В этом — огромный потенциал развития нашего города, который до сих остается нереализованным», — добавил он.

«То, что в Петербурге много сильных IT-компаний, город не использует для создания интересной современной среды и бренда, — поясняет Ярослав Павлов. — Все задачи компании решают сами, в то время как многие другие города мира, борясь за IT-индустрию, поддерживают ее инфраструктурными решениями. Да и формировать бренд Петербурга, как одной из IT-столиц Европы, тоже стоило бы начать — к этому есть предпосылки».

Повтор публикации от 17.02.2022

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
ТАСС узнал, какой груз перевозили танкеры в Керченском проливеОбщество, 22:51
Российскому политологу Миграняну запретили въезд в АрмениюПолитика, 22:38
Polskie Radio узнало о первых санкциях ЕС за «гибридные действия» РоссииПолитика, 22:25
Пушилин заявил о 200 запертых в «кармане» у села в ДНР украинских военныхПолитика, 22:07
Франция возобновит дипломатические контакты с Сирией спустя 12 летПолитика, 22:02
МЮ забил два гола за две минуты и вырвал победу у «Манчестер Сити»Спорт, 22:00
Российские пловцы завершили ЧМ победой в эстафете с мировым рекордомСпорт, 21:54
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Власти французского острова Майотта после урагана допустили тысячи жертвОбщество, 21:54
WSJ узнала о планах выпуска Apple складных и более тонких iPhoneТехнологии и медиа, 21:41
Как устроен ветрогенератор «Росатома» на 2,5 МВтРБК и Росатом, 21:38
Матрос рассказал о крушении танкера в Керченском проливеОбщество, 21:37
Чемезов рассказал о решении Путина, которое спасло российский ОПКПолитика, 21:13
Советник Трампа назвал прекращение огня на Украине возможным первым шагомПолитика, 20:42
Почему роскошь любит тишинуРБК и Сбер Первый, 20:40