IT-индустрия пожаловалась на «непатриотичность» государства
Руководители российских софтверных компаний отмечают парадокс в политике государства по отношению к импортозамещению: одной рукой власти поощряют развитие отечественных технологий, вводя разного рода преференции софтверным компаниям, а другой — тормозят внедрение российских разработок, предпочитая работать на иностранном софте. Впрочем, некоторые государственные и окологосударственные структуры все же переходят на российский софт, особенно в регионах.
Не хотят уходить от Microsoft
Судя по выступлениям участников конференции НП «Руссофт», посвященной итогам 2020 года, одной из главных проблем импортозамещения в ИТ является неготовность многих государственных структур переходить на российский софт.
«До сих пор большая часть государственных информационных систем требует наличия Windows, Microsoft Explorer, — утверждает заместитель генерального директора компании «РЕД СОФТ» Рустам Рустамов. — Эта проблема многократно обсуждалась и в Госдуме, и в Совете Федерации, и по линии отраслевых ассоциаций. Это сильно тормозит массовый переход на российское ПО». Гендиректор компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов называет серьезным препятствием «несовместимость значительной части государственных информационных систем с отечественными операционными системами». При этом особенно неприятно, по его словам, что «это заставляет пользователя устанавливать себе Windows», потому что без этого работать с госсистемами невозможно. «Это связано с продолжением использования госструктурами ряда устаревших иностранных технологий», — считает он.
И это при том, что российские разработчики системного ПО, как утверждает Рустам Рустамов, достигли необходимого уровня совместимости с прикладными продуктами, со средствами защиты информации. «То есть, возникла адекватная экосистема, которую ждали заказчики», — считает он. Алексей Смирнов это подтверждает: «Мы, например, разработали дистрибутив ALT Linux, он сертифицирован как безопасная операционная система, работающая сразу на семи аппаратных платформах, как иностранных, так и российских». Он уверен, что в сегменте операционных систем задача импортозамещения в значительной степени решена. Серьезные успехи, как утверждает Алексей Смирнов, достигнуты и в совместимости российских операционных систем с прикладным ПО: «У нас проверена двухстронняя совместимость по порядка тысячи позициям, ежемесячно появляются десятки новых, не говоря уже о коллегах».
Регионы перестраиваются вопреки центру
При этом, по словам Рустама Рустамова, на локальном уровне, в российских регионах, в 2020 году переход на отечественные технологии значительно ускорился. «Внедрение идет как в региональных органах власти, так и в муниципалитетах, — свидетельствует он. — Драйвером стало требование закона использовать преимущественно отечественное ПО для объектов критической инфраструктуры». В частности, говорит он, благодаря этому серьезно выросли поставки российских ИТ-продуктов в медицинские учреждения. А, по словам Алексея Смирнова, российские операционные системы начинают внедряться даже в отдельных государственных структурах, например, в системе ЗакСов, в образовании, в окологосударственных — в Росатоме и Роскосмосе, а также в нефтегазовой отрасли и других.
Генеральный директор компании «Форсайт» Владимир Комов называет еще одну проблему внедрения российских технологий, созданную государством. «Для нас большую проблему представляет требование очень многих государственных ведомств раскрывать наши коды и передавать им эти коды. Но код — это интеллектуальная собственность разработчика, так что такое требование означает для нас фактический запрет на участие в государственных тендерах на создание систем». Между тем, по его словам, в мире давно существуют цивилизованные способы снижения рисков в подобных ситуациях. Это, например, депонирование кода, предусматривающее его изъятие в случае возникновения каких-то проблем у разработчика. «Такая практика, как мы убедились, существует, например, у МВФ. Когда мы делали для него проект, с нами заключили договор условного депонирования (эскроу) без требования раскрытия кода», — говорит Владимир Комов. Подобный формат отношений с российскими госструктурами, по его мнению, позволил бы российским разработчикам прикладных решений сильно продвинуться в получении очень полезных государственных инвестиций для создания востребованных рынком современных технологий.
Жизнь заставит
Из-за всех этих проблем показатели по внедрению российских операционных систем в госструктурах, заложенные в рекомендациях Минкомсвязи, по мнению Рустама Рустамова, достигнуты не были, хотя они были не такими уж жесткими — всего на уровне 50-60%. В качестве основных причин он называет, помимо проблемы с государственными информационными системами, недостаточное бюджетное финансирование, вынужденное в 2020 году из-за пандемии сконцентрироваться на медицине (поэтому часть мероприятий по переводу рабочих мест на отечественное ПО были перенесены на 2021 и 2022 годы).
Отметил он и традиционный консерватизм госструктур, которым, правда, в регионах придется напрячься после того, как в начале февраля 2021 года президент Владимир Путин подписал указ об оценке эффективности деятельности губернаторов, в число критериев которой включена оценка «цифровой зрелости» региональных органов власти с учетом использования отечественных технологий. А Алексей Смирнов добавляет: «Неожиданная помощь пришла из-за границы. Microsoft недавно заявил о прекращении поддержки браузера Internet Explorer, вместо которого будет браузер Edge, который с устаревшими технологиями не работает. Поэтому те госорганизации, которые надеются еще продержаться без модернизации своих информационных систем, столкнутся с тем, что их системы скоро не будут работать с Windows».