У «Яндекс.Такси» возникли проблемы за границей
У Департамента муниципальной полиции Таллина появились претензии к работе сервиса «Яндекс.Такси» (Yandex.Taxi), работающему в Эстонии с мая 2018 года. Как пишет Postimees, правоохранители уверены, что компания работает в стране с нарушением закона, поскольку у нее нет лицензии на предоставлении услуг такси.
В самой компании отвергают эти обвинения, отмечая, что предоставляют не транспортные, а информационные услуги.
Работа без лицензии
Пресс-секретарь муниципальной полиции Меэли Хунт отметила, что, согласно эстонскому закону об общественном транспорте, услуга такси является регулируемым видом транспортных перевозок, заниматься которым можно лишь при наличии лицензии (как, например, действующие в Эстонии платформы Bolt и Uber). В ведомстве уверены, что и водители, и владельцы приложения, которое без лицензии связывает водителей с пассажирами, должны быть наказаны за нарушение.
Кроме того, как пишет Postimees, Yandex.Taxi нарушает закон при информировании клиентов. Если закон предполагает, что клиент должен видеть в приложении имя и фамилию водителя, а также данные его послужной карты, то в приложении Yandex нет доступа к этим данным во время поездки. Поэтому возможна ситуация, когда услугу осуществляют по чужой учетной записи.
Еще одна претензия к работе сервиса поступила от Бюро полиции безопасности Эстонии — в ведомстве обратили внимание на том, что собранная приложением Yandex.Taxi информация поступает на российские серверы — а в России не действуют требования Европейского союза о защите данных.
Лицензия не требуется
В пресс-службе Yandex.Taxi сообщили РБК Петербург, что выводы в статье, опубликованной на Postimees, не соответствуют действительности. В компании говорят, что Yandex.Taxi — это сервис информационного общества, работающий не с водителями, а с местными транспортными компаниями, которые предоставляют транспортные услуги на основании лицензии. «Являясь сервисом информационного общества, в соответствии с законодательством, «Яндекс.Такси» не обязан иметь локальное юридическое лицо, специальная лицензия также не требуется», — говорят в компании, ссылаясь на Закон об услугах информационного общества и Директиву об электронной коммерции ЕС. В компании напомнили, что сама компания Yandex.Taxi B.V зарегистрирована в Нидердландах.
Кроме того, в пресс-службе заявляют, что «Яндекс.Такси» предоставляет пользователям всю необходимую информацию, включая имя и фамилию водителя, его фото и номер транспортной карты, как и требует закон. Данная информация доступна в приложении до и во время любой поездки.
«Также отметим, что Yandex.Taxi B.V. обрабатывает данные пользователей ЕС в соответствии с правилами ЕС, в частности GDPR. Таким образом, мы соблюдаем все нормы европейского законодательства и применяем не только технические средства для безопасной обработки персональных данных, но и другие меры защиты, предусмотренные Европейской комиссией и Европейским советом по защите данных», — добавили в пресс-службе.
В компании также сообщили о готовности ответить на вопросы государственных органов, если они появятся, но пока «Яндекс» не получал никаких официальных запросов.
Спор на примере Uber
В Министерстве экономики и коммуникаций Эстонии считают аргумент «Яндекса» по поводу информационных услуг неубедительным. «Спор о том, является ли, к примеру, Yandex поставщиком услуги информационного общества или транспортной услуги, был разрешен в Европейском суде по делу Uber, когда суд признал Uber поставщиком транспортной услуги. Это значит, что и в случае с Yandex речь идет о транспортной услуге», — цитирует Postimees советника министерства Хиндрек Аллвеэ.
«Поскольку таксоизвоз является регулируемой законом об общественном транспорте транспортной услугой, к заказываемым через приложение такси применяются такие же требования», — добавляет он.